Когда появляются звезды События

Когда появляются звезды

В Башкирском театре оперы и балета поставили оперу Массне «Дон Кихот»

За тихим шедевром  Жюля Массне, написанным в 1910 году специально для Федора Шаляпина, тянется шлейф «нерепертуарности» и нешлягерности. «Дон Кихот»  ̶  редкое название в афише, особенно в России:  до сего дня шел только в Мариинском театре (постановка Янниса Коккоса, 2012). Но на самом деле опера ничуть не менее привлекательна для зрителя, чем более раскрученные партитуры Массне   ̶ «Вертер», «Манон» и «Таис», а ария Дон Кихота «Quand apparaissent les étoiles» («Когда появляются звезды»)  ̶ настоящий хит: лично меня эта мелодия не отпускает с самой премьеры. Остается загадкой, почему же театры не берутся за это произведение. Но в Уфе, где начинал карьеру  Федор Шаляпин и где сегодня есть герой   ̶ Аскар Абдразаков, просто не могли не обратить внимания на эту важную шаляпинскую роль.

Тем более, что публика проголосовала рублем и напомнила нам всем, что такое настоящий аншлаг, когда «зал битком» (в башкирской столице, кстати, разрешена стопроцентная рассадка, о которой в других городах за время пандемии уже забыли), и какой мощной и долгой бывает стоячая овация.

Нынешняя премьера  ̶ режиссерский дебют художественного руководителя театра Аскара Абдразакова, он же выступил в заглавной роли. Роли звездной, о которой иной оперный бас может мечтать всю жизнь, а вот Аскару довелось неоднократно примерять доспехи Дон Кихота на Мариинской сцене. Чувствовалось, сколь досконально он знает партитуру и либретто: «Идея постановки оперы “Дон Кихот” возникла у меня давно, еще со времени концерта в Петербургской филармонии, когда я исполнил “Три песни Дон Кихота к Дульсинее” Равеля, “Песни Дон Кихота” Ибера и, конечно же, фрагменты из оперы Массне, титульная партия которой была написана для легендарного Шаляпина. Он также исполнил песни Ибера в музыкальном фильме Георга Вильгельма Пабста (1933). Традиции в интерпретации образа, созданные Шаляпиным, хочется развивать дальше».

Федор Иванович любил эту роль, кропотливо лепил ее, описывая процесс в своей книге «Маска и душа» так: «Ясно, что во внешности Дон Кихота должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного».

У Абдразакова образ получился именно таким   ̶  объемным: это и большой наивный ребенок, и влюбленный романтик  и герой, который   ̶ подобно Христу   ̶ бескорыстно несет людям добро и свет.  Ну и чисто внешне Дон Кихот Абдразакова рифмуется с шаляпинским образом, в котором есть и «остроконечная бородка, и фантастический хохолок, и слабые, тонкие, длинные ноги, и, наконец, смешной ус».

Массне назвал оперу «героической комедией», но так ли это? Конечно, и в партитуре, и в спектакле много смешных сцен, связанных прежде всего с Санчо Пансой (отличная работа   ̶   актерская и вокальная  ̶  Владимира Копытова). Невысокого роста коренастый артист внешне идеально «попадает» в своего героя, работая на контрасте с «хозяином» – высоким стройным Аскаром Абдразаковым. Но главное – как виртуозно он играет. Вы часто слышали, чтобы в оперном театре смеялись? А тут – смеются, еще как! Надо видеть, с какой плутовской хитринкой вещает Санчо о том, что в «профессии больше всего ему нравится оставлять дома свою лучшую половину». И с какими чертиками в глазах он говорит о женщинах, которых считает «порочными демонами, созданными для несчастья мужчин». «Мы для этих кошек –мышки», – восклицает Санчо, искренне недоумевая, как его хозяин может влюбиться в Дульсинею (в ее роли –  приглашенная солистка Большого театра Елена Максимова, и это, несомненно, ее удача).

Так комедия ли это? Если и да, то серьезная. Искупительная смерть Дон Кихота в финале вызывает слезы, катарсис. Трагическая развязка трогает душу даже такого циника, как Санчо, который вдруг понимает, что его хозяин не столько смешон и нелеп, сколько добр, честен и мудр. Это же чувствует и Дульсинея…

Роли всех трех главных героев проработаны в деталях, досконально, и это, на мой взгляд, одна из самых сильных сторон спектакля. Когда на сцене живые люди, которые действуют мотивированно, точно,   ̶  смотреть интересно. «Труднее всего в работе с артистами было избавиться от штампов. Этим “очищением” мы более всего и занимались»,   ̶  раскрыл «кухню» режиссер.

Два антракта – всегда рискованно для постановщиков: нет-нет да и заспешит кто-то из зрителей домой. Но тут публика в полном составе сидела до конца. В этом очевидная заслуга всей постановочной бригады. Дирижера Артема Макарова, который не скрывал своего восхищения красотами музыки Массне и уверенно вел за собой оркестр. Особенно выделю красивые, чистые медные тутти и изумительное виолончельное соло перед финальной сценой смерти главного героя (Аяз Нухов)  – его слушали затаив дыхание, а потом зал взорвался аплодисментами. Похвалю и хор, сделавший под руководством своего главного хормейстера Александра Алексеева большие успехи в последние несколько лет.

В ярком и роскошном оформлении узнаваем почерк главного художника театра Ивана Складчикова. Вновь, как и в предыдущей постановке  (опере «Аттила» Верди),  мы видим исторические костюмы, с которыми он так любит работать (в данном случае – в стиле маньеризма ХVI века). Красочные (порой чрезмерно) декорации массовых сцен поражают навороченностью, но мне показалось более интересным решение лирических эпизодов: в них броские тона уступают место приглушенным, «ночным», и именно в них особенно интересна световая партитура (Ирина Вторникова).

 «Кто для вас Дон Кихот?»   ̶ вопрос, который задали команде постановщиков авторы буклета.   ̶  «Романтик»,   ̶ почти единодушно отвечали они и создали по-настоящему романтический спектакль.

Ну, а разве не романтик сам Аскар Абдразаков? На поклонах он прямо на сцене встал на одно колено перед мамой, которая сидела в ложе, и подарил Таскире Нагимзяновне букет цветов. Ну, а премьеру посвятил их с братом Ильдаром выдающемуся педагогу   ̶ Миляуше Муртазиной, которая в эти дни отмечает 95-летие.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»