Композитор- активист События

Композитор- активист

К 80-летию Луи Андриссена. К этой дате он подходит в статусе национального классика и, вероятно, главного голландского композитора XX века

В Амстердаме его юбилей начали праздновать еще в мае (четырехдневным фестивалем), а заканчивать, кажется, и вовсе не собираются. «De Staat», его главный опус, в конце июня играют в амстердамском клубе Paradiso. Клуб устроен в здании бывшей церкви, сначала превращенной в сквот хиппи, а после – ​в концертный зал, где играли все ключевые поп-артисты мира – ​от Pink Floyd, Kraftwerk и Nirvana до Адель, Леди Гаги и Эми Уайнхаус.

Выступление на этой площадке оркестра Концертгебау с академическим сочинением середины 70-х многое говорит о современной голландской музыке. А тот факт, что лицом этой музыки является Андриссен (даже Гугл по запросу «dutch composers» выдает его первым номером в списке), в свою очередь, многое говорит о нем.

DE OPENING (УЧЕБА)

Андриссен родился в семье композиторов – кроме него в семье профессионально сочиняли музыку отец Хендрик, дядя Виллем и старший брат Юрриаан. Они же были его учителями до консерватории.

От отца к Андриссену перешла любовь к французской музыке, Стравинскому и неоклассицизму, а также поиск «совершенного самовыражения» – внутренняя готовность применять любой материал, независимо от стиля, если он требуется для воплощения идеи. От брата и пластинок, которые он привез домой после нескольких лет жизни в США, осталась любовь к джазу, плотному саунду биг-бэндов Каунта Бейси и Стэна Кентона, склонность к импровизациям и интерес к американской симфонической традиции, от Копленда до киномузыки.

В консерватории Андриссен учился у Кейса ван Баарена – «голландского Шёнберга», автора первых в стране додекафонных и серийных сочинений. Ван Баарен не был догматиком: он играл джаз и аккомпанировал в кабаре в молодости для заработка, уважал различную музыку (не только нововенцев, но и, например, Айвза) и не требовал от студентов следовать исключительно его собственным методам сочинения.

После консерватории Андриссен год стажировался в Милане у Лучано Берио («с его музыкой я чувствовал себя комфортно: во время засилья двенадцатитонового авангарда он двигался к чему-то более праздничному»). Они много общались, Луи аккомпанировал Кэти Берберян (сначала дома, а потом в концертах) и даже помогал Берио с оркестровкой. За период обучения он успел попробовать все: сочинял в неоклассическом стиле (что-то среднее между Хиндемитом и Стравинским), потом написал несколько серийных опусов, экспериментировал с алеаторикой, сонорными текстурами и коллажами.

Устав от скрупулезных партитур, он садился за рояль и устраивал «дикие импровизации», опыт которых потом обобщил в одной из пьес («Регистры»). В ней не требуется точно соблюдать инструкции – вместо этого исполнителю предлагается на всю катушку включить воображение и телесную изобретательность.

В другой пьесе («Souvenirs d’enfance») он специально оставляет три листа пустыми, чтобы пианисты вписали туда собственную музыку. Уже по сочинениям последних лет учебы можно заключить, что типичный для послевоенного авангарда стилевой и эмоциональный пуризм ему не близок, признавать музыку автономной и лишенной прошлого он не способен или не желает (в сущности, это одно и то же).

Андриссена интересуют проблемы стиля (и «бесстильности»), вовлеченность исполнителей в производство музыки, ирония, история и экспрессия. К середине 60-х он накопил достаточно энергии «внутреннего сопротивления» и готов к взрыву.

Молодежные протесты в Амстердаме во второй половине 60-х

DAT GEBEURT IN VIETNAM (ПРОТЕСТ)

В ноябре 1965 года Андриссен плюнул на второй год учебы у Берио и из Берлина вернулся в Амстердам. Спокойно сидеть в комнате и академично сочинять отвлеченные авангардные опусы было совершенно немыслимо – требовалось быть в гуще событий. Вокруг бурлила эпоха протестных движений.

Манифестации против войны во Вьетнаме и американского империализма шли по всему миру от Токио до Парижа. В Лос-Анджелесе и Детройте вспыхивали погромы и расовые бунты. В Европе, Азии и Америке толпы маршировали за равноправие и против эксплуатации. В Амстердаме с мая 1965 года действовало анархистское движение Provo. Движение выпускало журнал (в первом же номере была инструкция, как сделать бомбу из ананаса), устраивало еженедельные хэппенинги против табачной индустрии и подкидывало в королевскую яхту с моста свои листовки.

Узнав о планах принцессы Беатрикс выйти замуж за бывшего члена Гитлерюгенда, участники движения запустили слухи о намеченных на время церемонии акциях (самым безобидным был слух об ЛСД в системе городского водоснабжения).

В итоге они взорвали позади королевского дворца дымовые бомбы, вызвали столкновения с полицией и превратили свадьбу в пиар-катастрофу.

Параллельно они провели своего человека в городской совет и предложили серию «Белых планов», многие из которых полвека спустя выглядят азбукой урбанизма: бесплатные общественные велосипеды вместо автомобилей в центре города, каршеринг, налог на загрязнение воздуха, создание центров сексуального здоровья и планирования семьи и т. д.

Через пару лет движение самораспустилось (перед этим вынудив начальника полиции и мэра города уйти в отставку), но заложило фундамент для дальнейших событий. Пиком протестной активности стал 1969 год. Студенты устраивали массовые демонстрации в университете Амстердама, группа художников оккупировала Rijksmuseum, экспериментальная театральная группа Aktie Tomaat забрасывала сцену совершенно реальными помидорами в знак протеста против консервативной репертуарной политики театров.

Чем занимался в эти годы Андриссен? Участвовал в хэппенингах и модных тогда в Амстердаме коллективных импровизациях, где соединялись джаз, поп, классика, современная музыка, соул, рок-н-ролл, минимализм и все остальное (артистический эклектизм был для тогдашнего Амстердама нормой). Включался в разнообразную общественную активность – стал одним из основателей студии электронной музыки в Амстердаме, поучаствовал в организации голландского Общества Чарльза Айвза.

Работал корреспондентом в голландских газетах, размышляя над происходящим в искусстве и политике и наблюдая за переменами музыкальной моды. Сортировал влияния, определялся в симпатиях и антипатиях, формулировал свою поэтику. И ждал подходящей волны, которую можно оседлать.

Молодежные протесты в Амстердаме во второй половине 60-х

SPEKTAKEL (КОНЦЕРТ)

Первый раз в центре всеобщего внимания Андриссен оказался 30 мая 1968 года, когда он и его однокашники по консерватории Миша Менгельберг и Петер Схат организовали в Амстердаме «Политико-демонстративный экспериментальный концерт». Обстановка выглядела крайне революционно: с балконов свисали портреты Че Гевары, Фиделя Кастро и Хо Ши Мина, в буклете цитировали Ленина, Мао Цзедуна, Маркса и Адорно.

В том же буклете, правда, подробно рассказывалось и об эволюции симфонического оркестра, а ядром программы были премьеры трех современных сочинений, из которых к революционной тематике относилось одно, и то по касательной («Об эскалации» Схата). Кроме того, концерт спонсировался правительством и муниципальными властями Амстердама, а после было назначено повторение этой же программы еще в трех городах. Композиторы, другими словами, организовали всю историю скорее вокруг музыки, а не социального протеста.

Публика между тем была на пределе возбуждения. В Париже неделю назад случился «Красный май», и все ждали, что по окончании (или даже вместо) концерта будет объявлено о захвате театра Carré, где происходила акция, после чего немедленно начнется то ли революция, то ли что-то еще совершенно невообразимое.

Городские власти тоже были в курсе и на всякий случай окружили здание театра парой сотен полицейских. В результате концерт проходил при большом шуме в зале и удался наполовину. Социальный взрыв не планировался и не состоялся, нормально сыграть музыку тоже не вышло, а радикальная часть зрителей еще и упрекала потом композиторов в недостаточной революционности.

Статуя Че Гевары. Элемент декорации к опере «Реконструкция»

RECONSTRUCTIE (ОПЕРА)

Впрочем, Андриссену с товарищами некогда было отчаиваться: вскоре после концерта престижный Holland Festival заказал им оперу. Опера называлась «Реконструкция». Сюжет был посвящен Че Геваре (на сцене помещалась его статуя в 11 метров высотой), его смерти и борьбе Латинской Америки против империализма США.

В качестве персонажей участвовали Дон Жуан, Эразм, Мартин Борман, представители вымышленной американской корпорации и их жены. Музыка была сплошным коллажем. Стилизовались романтический симфонизм и дармштадтский авангард. Цитировались оперы Моцарта, поп-песни, военные гимны, протестантские хоралы и рекламные джинглы. «Yankee Doodle» переходил в «Интернационал», а пение в стиле Фрэнка Заппы сопровождалось аккомпанементом в стиле Булеза. Уровень гротеска, преувеличения, возбуждения и абсурдизма был наивысший, уровень сенсационности – скандальный.

За месяц до премьеры газету De Telegraaf завалили письмами сознательные граждане, обеспокоенные тем, что их налоги идут на черт знает что. Из-за явной антиамериканской направленности недавно избранный президент США Никсон отменил свой визит в Нидерланды. Но министерство культуры твердо поддерживало проект, и премьера состоялась – при невиданном ажиотаже и стечении публики. Политически все завершилось передачей сборов Комитету солидарности с Кубой.

Музыкальные итоги авторов разочаровали. Они поставили себе задачу «избавить музыку от классовых ассоциаций», но оказалось, что если просто смешать все виды музыки вместе, эта задача не решается – различия не стираются, а подчеркиваются. В следующем году Андриссен попробовал повторить этот эксперимент в симфонической композиции, где фрагменты всех симфоний Бетховена смешивались с поп-музыкой, атональными фрагментами и колокольчиком продавца мороженого.

Результат удовлетворил его еще меньше (позже он скажет, что стыдится этой китчевой музыки), а работа с симфоническим оркестром по совокупности всех опытов вызывала скорее раздражение. В этот момент он окончательно порвал с коллажной техникой, а также поклялся никогда больше не писать для оркестра – и довольно долго эту клятву в самом деле соблюдал.

Здание амстердамского клуба Paradiso

SYMPHONIEëN DER NEDERLANDEN (АКЦИЯ)

Отречение Андриссена от оркестра может показаться неожиданным, но на самом деле оно укоренено в голландской истории довольно глубоко. Композиторы в Голландии весь XX век сопротивлялись гегемонии оркестра вообще, как института, и оркестра Концертгебау в частности. В 20-е годы оркестры боролись за соответствие «международным стандартам», что означало в том числе преобладание «международного», т. е. импортного репертуара.

Из-за понятного недовольства местных авторов ущемлением их статуса государство придумало систему субсидий для поддержки голландской музыки. Но субсидировать решено было только оркестровую музыку, и зависимость композиторов от оркестра выросла.

Композиторы критиковали дирижеров и оркестровое начальство, те отвечали, с обеих сторон в спор втягивались новые поколения – и в итоге к концу века сама ситуация постоянного конфликта неожиданно оказалась частью голландской культурной идентичности.

В 1996 году серия концертов «Tough Nuts to Crack» сталкивала между собой в программах ключевые фигуры этого противостояния в каждом из поколений. А название серии отсылает к самому известному и радикальному выступлению Андриссена и его команды – акции «Щелкунчиков» («Notenkrakers»).

Незадолго до акции они потребовали, чтобы Бруно Мадерна, один из ведущих дирижеров «авангардной» Европы, был назначен вторым дирижером Концертгебау. Оркестр на требование не отреагировал. В ответ на молчание композиторы сорвали один из концертов трещотками и свистками, а когда их вывели из зала, стали раздавать листовки с критикой «недемократической» структуры оркестра. Несколько позже они захватили здание Концертгебау и потребовали переговоров с администрацией. Где-то через год им присудили по неделе тюрьмы за это нарушение общественного порядка. Мадерну в итоге так никуда и не назначили, но некоторое влияние протесты все же оказали.

Концертгебау стал внимательней относиться к современной музыке, а композиторы поняли, что на замену оркестру надлежит придумать что-то другое, новый формат, в котором у музыкантов будет свобода выбора, а у публики – доступ к музыке без ограничений, которые накладывает традиционный концертный ритуал.

DISCO (РЕФОРМА)

Локомотивом этого обновления оказались ансамбли. В 70-е годы в Голландии случился ансамблевый бум – к ранее существовавшим фри-импровизационным группам добавились многочисленные новые коллективы, которые играли современные сочинения, классику, барокко или early music. Часто в них входили музыканты с неакадемическим бэкграундом, пришедшие из рока или джаза.

Параллельно возникали нетрадиционные концертные форматы (один из них – «инклюзивные концерты» – придумал как раз Андриссен). Такие концерты проходили на альтернативных площадках и могли включать в себя любые виды музыки, от средневековой до экспериментальной. К середине 70-х в результате реформ система госсубсидий распространилась гораздо шире, и структура музыкальной жизни радикально поменялась. Государство теперь поддерживало всех, а не только освященные традицией институты, и прежняя монополия оркестра уступила место разнообразию форматов и цветению ансамблевой культуры. Правда, это изобилие заставило коллективы специализироваться – тот же Концертгебау, ироническим образом, был вынужден сосредоточиться на классическом репертуаре, сузив его более чем когда-либо прежде.

Но в целом все равно получилось нечто вроде воплощенного идеала музыкальной социал-демократии – композиторы и исполнители сами управляют производством и распространением музыки, а государство или бизнес дают деньги и не вмешиваются.

Андриссен поучаствовал в ансамблевой жизни не только извне, как активист, требующий перемен, но и изнутри – как организатор (а также идеолог, композитор, аранжировщик и исполнитель) коллективов Orkest de Volharding и Hoketus.

В одном из интервью 1966 года Андриссен говорил: «Я не служу обществу, но некая доля музыкально-общественной вовлеченности мне присуща».

Пик этой музыкально-общественной вовлеченности пришелся, по-видимому, как раз на начало 1970-х. Своей политической деятельностью он вместе с друзьями смог повлиять на перемены в культурном ландшафте Нидерландов.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории