Люксембургский композитор и пианист Франческо Тристано доказал, что карьера классического виртуоза может быть такой же захватывающей и непредсказуемой штукой, как музыкальный путь сверхновой звезды из тиктока. В Джульярдской школе в Нью-Йорке он отточил технику академического пианиста, там же влюбился в рейв-культуру и издал сольный альбом Not for Piano с аранжировками техно-гимнов Джеффа Миллза и Деррика Мэя. Тристано играл классические программы в Карнеги-холле и Концертгебау — и давал электронные перфомансы в «Бергхайне» и на фестивалях уровня Sónar. Он выступал со столпом российской исполнительской школы Михаилом Плетневым и техно-легендой Карлом Крейгом, а в его обширной исполнительской дискографии записи авангардистов Джона Кейджа и Лучано Берио соседствуют с выдающимися барочными релизами.
На On Early Music, третьем релизе для лейбла Sony Classical, Тристано связал полярные музыкальные опыты из своего бэкграунда. С одной стороны, это альбом старинной музыки: восемь треков — это изысканные интерпретации партитур английских авторов Возрождения и раннего барокко Питера Филипса, Джона Булла, Орландо Гиббонса и итальянского барочного композитора Джироламо Фрескобальди. Еще три трека On Early Music — это смелые вариации на музыку старых мастеров. Например, Quattro correnti Фрескобальди у Тристано превращается в шквалистую пьесу с полифонией ударных звуков, а в Circumdederunt me испанца Кристобаля де Моралеса некоторые созвучия фортепиано благодаря электронным ухищрениям тянутся словно партии синтезатора. Ключевые треки альбома — это пять оригинальных сочинений Тристано, в которых он искусно соединяет старинные стили и языки новой музыки.
On Early Music звучит так, словно финал музыкального Возрождения и актуальную музыку не разделяют пять веков — и это по-настоящему удивительный художественный результат. Музыка Тристано, будь то танцевальный вихрь Toccata, игривая многоголосная поступь Serpentina или интимная меланхолия Aria for RS, так достоверно продолжает, интерпретирует и дополняет композиционные техники старинных сочинений, словно музыкальные школы XVI-XVII веков дожили до наших дней без революционных потрясений. Одновременно его авторские треки очевидно современны: в них есть и узнаваемая моторика минимализма, и необходимые для стриминга цепкие харизматичные мелодии, и тонкая студийная магия. Для самого Тристано разрыва эпох и вовсе не существует: он считает, что основу старинной музыки составляет грув, и именно он является общей музыкальной идеей всех треков альбома.
Московская премьера On Early Music пройдет на фестивале SOUND UP 27 апреля 2022 года. Она имеет большое личное значение для Тристано: он с детства обожал русскую культуру. Его дедушка, член ЦК Коммунистической партии Люксембурга, часто бывал в СССР, поэтому Тристано всегда окружали пластинки фирмы «Мелодия» и истории об иконах советской культуры: Юрии Гагарине, Святославе Рихтере, Давиде Ойстрахе. В 2000 году Тристано дебютировал в России на большой сцене — с фортепианным концертом Чайковского и Российским национальным оркестром под управлением Плетнева. С тех пор он неоднократно возвращался в Москву и Петербург, и презентация On Early Music станет новым важным событием в российской биографии Тристано.