«Во все времена было много композиторов. Много их и теперь. И лишь единицы из них оставались в памяти поколений своей музыкой, созданной для людей, постоянно звучащей и приносящей неизменную радость им. Таким творцом-художником стал Арам Ильич Хачатурян… Музыка его напоена мелодией, всегда пленительной, проникающей в сердце. Трудно назвать композитора, в творчестве которого таился бы такой вулканический темперамент, такой накал жизненных сил, такое яркое преклонение перед красотой человека! Могучая жизнеутверждающая сила творчества Хачатуряна – вот тот ключ, которым открывает он сердца своих слушателей». Так писал в 1979 году о своем старшем товарище дирижер Евгений Светланов, и спустя время с его словами по-прежнему соглашаешься. Впрочем, с оговорками. На поверхности осталось считанное количество сочинений композитора, чье 120-летие мы празднуем в этом году. Скрипичный концерт, два балета, Вальс из музыки к лермонтовскому «Маскараду». Все остальное редко, эпизодически попадает в поле внимания музыкантов. Сколько пианистов играло Концерт Хачатуряна, не говоря уж о Концерте-рапсодии?..
Редакция попросила высказаться музыкантов разных поколений, поразмышлять, насколько актуально творчество, его послание для сегодняшнего дня.
Родион Щедрин, народный артист СССР, композитор |
Искусство не спорт. «Рекорды» здесь не выражаются в секундах и сантиметрах. Каждый большой художник хорош по-своему, каждый обладает своим творческим «я», своей манерой излагать мысли, своим кругом образов. Арам Ильич принадлежит именно к этим ярким талантам, умеющим в неповторимо оригинальной форме воплощать чувства и мысли, волнующие людей. Самое трудное – сказать просто и нешаблонно, быть взволнованным, потрясенным до глубины души и не терять при этом самоконтроля в беседе со слушателем. Арам Ильич владел этим искусством поистине виртуозно. Достаточно вспомнить хотя бы, на каком точном расчете всех динамических и тембровых соотношений современного симфонического оркестра неизменно основаны его стихийно взрывчатые crescendo, его экстатически неудержимые кульминации…
Как точно в партитуре «Спартака» взвешено, выверено выразительное значение каждого аккорда, каждой лиги, штриха! Ювелирно тонко выполнено беспредельное нарастание звучности в знаменитом танце гадитанских дев. Вся картина «Пир у Красса» может служить образцом грандиозной симфонической фрески в музыкально-сценическом жанре… У музыки Хачатуряна всегда был свой голос, ясно различимый в разноликом хоре XX столетия. Хачатурян равно принадлежит Армении, России, всему миру. Он был счастлив, помечен славой людской, радостью доброго мнения людей, их любовью, почитанием… Великий художник – всегда вызов бренности, вызов смерти. Музыка Хачатуряна будет жить!
(По материалам статей сборника «Родион Щедрин. Монологи разных лет». М., 2002)
Владимир Федосеев, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского |
Прежде чем начать разговор о музыке Хачатуряна, хочу сказать, что я каждый день вижу его памятник рядом со своим домом. И всякий раз немного сожалею, что мне не довелось с ним поговорить. Казалось бы, я жил, находился рядом с ним. Но я тогда был молодой, а Хачатурян – уже состоявшийся композитор. В итоге не было у нас с ним личного общения… Хотя я много знаю, слышал о нем, о его характере от тех, кто с ним общался. Он, к примеру, очень любил поесть, хотя кто из нас не любит? Любил он также людей. И конечно, любил свое творчество, выражал свою душу через мелодию.
Наверное, не случайно получилось, что я сейчас трижды сказал о любви. Ведь и музыка его, которую я и сейчас дирижирую (а у нас с БСО 6 июня концерт в «Зарядье», посвященный Хачатуряну), – это бесконечная любовь. Он в своем творчестве очень народен, проникает в такие глубины, что и нам, русским, становится в хорошем смысле слова завидно, что такая музыка существует у армянского композитора. Слава богу, что она вообще существует!
Владимир Федосеев и БСО дадут концерт в день рождения Хачатуряна
Его, кстати, трудно играть, потому что он весь выстроен на такой высоте эмоциональной нежности и глубинной принадлежности к нашему миру. Подобных композиторов мало – это великан в музыке. Дай бог, чтобы композиторов такого плана было больше. Они украшают наш мир. Музыка нас защищает, и музыка Хачатуряна в особенности. Адажио из балета «Спартак», «Вальс» из «Маскарада» – эта музыка никогда не умрет, будет принята любым поколением. Не говоря уже о «Танце с саблями». Люди должны знать о существовании такой национальной музыки, о выразителях национальной идеи народа. Если музыка заставляет плакать, значит это великая музыка. А от музыки Хачатуряна у меня нередко на глаза слезы наворачиваются…
Борис Андрианов, заслуженный артист России, виолончелист |
Знаю и люблю Концерт-рапсодию Арама Хачатуряна, несколько раз ее преподавал студентам и давно хотел выучить, и вот как чудесно и вовремя представился случай в юбилейный день. Чем увлекает эта музыка? Если у тебя есть огонь внутри, то он разгорается от таких страстей. При этом виолончельные сочинения Хачатуряна играют гораздо реже, чем созданные примерно в то же время опусы Шостаковича. Почему? Наверное, социальные драмы более привлекательные, чем национальные колориты.
Юрий Григорович, народный артист СССР, балетмейстер, автор балета «Спартак» |
Музыка Хачатуряна редко звучит, и я огорчен этим. Почему так, не знаю. Я считаю, что Хачатурян много сделал для балетного театра. Два его балета – «Гаянэ» и «Спартак» – с моей точки зрения, большое явление в музыкальной культуре балетного театра советского периода (как и балеты Прокофьева, Шостаковича). «Спартаку» повезло больше, он идет на многих сценах, а вот балет «Гаянэ» шел-шел, а потом исчез. Но мне кажется, что вернется. Ведь даже если ты не любишь балет, никогда не занимался танцем, то, услышав эту музыку, волей-неволей захочешь танцевать – настолько эта музыка захватывающая, темпераментная. Так всегда идет волнами: был интерес, потом – забвение. Но я уверен, «Гаянэ» не уйдет… Мы были близко знакомы с Арамом Ильичом, у нас были хорошие добрые отношения. Вспоминаю его всегда с удовольствием. Однажды он подарил мне свой портрет с дарственной надписью: «Гениальному хореографу [в чем я лично сомневаюсь, а он нет] с плохим характером. С любовью, Арам Хачатурян». Мы собирались с ним сделать совсем новый балет, кое-что уже написали, но не успели, к великому сожалению. В 1978 году он ушел.
(Из неопубликованного интервью с Ольгой Русановой. Краснодар, 2004)
Гайк Казазян, лауреат международных конкурсов, скрипач |
Арам Хачатурян – один из выдающихся композиторов XX века, в творчестве которого очень ярко проявились черты народной музыки. И этот факт в том числе делает музыку Хачатуряна близкой и доступной для широких масс! Такие качества, как тематическая яркость, разнообразие и простота музыки композитора, наличие таких популярных пьес, как, например, «Танец с саблями» или Вальс из «Маскарада», делают музыку Хачатуряна актуальной на все времена и понятной любой аудитории. Если говорить, например, о Скрипичном концерте, то он по праву считается одним из значимых произведений композитора.
Мое знакомство с этим произведением началось еще в детстве, с выдающихся записей Давида Ойстраха (которому и посвящен концерт) и Леонида Когана. Кстати, в обеих записях дирижирует автор, что делает их еще более ценными. Думаю, моя любовь к этому произведению подкрепилась феноменальным исполнением и фантастическим звуком этих двух выдающихся мастеров нашей советской скрипичной школы. И конечно, мне хотелось всегда, так сказать, «воспроизвести нечто подобное». Каждый раз, исполняя концерт, – с первых же аккордов, которые звучат в некотором роде как призыв, – я вхожу в особенное состояние, которое держится до самой последней мажорной и победоносной ноты финала. Это невероятно разнообразные чувства переживания и радости! Воинственность главной темы, певучесть и трепет побочной из первой части, безысходная грусть (в середине второй части) и солнечное, радостное, несколько беззаботное состояние в третьей, в финале. Концерт присутствует в репертуаре почти каждого скрипача, являясь золотой страницей наследия для нашего инструмента.
Вера Таривердиева, музыковед, президент Благотворительного фонда имени Микаэла Таривердиева |
Мое открытие музыки Хачатуряна началось в училищные годы, когда в рамках курса советской музыки мы соприкоснулись с творчеством Арама Ильича. Это продолжилось в Институте имени Гнесиных, где, кстати, Арам Ильич преподавал композицию, и моя сокурсница Оксана Сивова была студенткой его класса, последней его ученицей. Мое отношение к музыке Арама Хачатуряна не изменилось со времен СССР. Его музыка всегда увлекала своим романтическим началом и яркой красочностью, эмоциональной насыщенностью и мелодизмом.
Арам Ильич очень свободный художник, и это ощущение им свободы очень важно и в его музыкальном мире, его выборах средств, и очень важно в восприятии его музыки. А еще это его чувство свободы, приверженность свободе сыграла огромную роль в его педагогической деятельности. Не случайно среди его учеников много известных имен. И практически все его ученики стали действующими композиторами. Они появились во многом благодаря той свободе творческого выбора, которую поощрял и предоставлял своим ученикам Арам Ильич, преподававший с 1950 года до момента своего ухода в 1978 году в Институте имени Гнесиных. Об этой атмосфере свободного творческого поиска рассказывал мне Микаэл Леонович, который бросил Ереванскую консерваторию, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных в класс Хачатуряна, с которым познакомился в Ереване, и где он очень страдал как раз из-за отсутствия в классе Григория Егиазаряна того самого свободного творческого выбора. Микаэл Леонович с чувством огромной благодарности и с восхищением вспоминал Арама Ильича. Хачатурян остается исключительно ярким и притягательным явлением музыки XX века. Его творчество не только не теряет актуальности – напротив, выбор Хачатуряном средств выразительности, его красочный романтизм и приверженность мелодическому началу теперь вновь современны.
Георгий Ковалевский, научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения, музыкальный критик |
Отмечающееся в этом году 120-летие со дня рождения Арама Ильича Хачатуряна – прекрасный повод вспомнить личность и музыку одного из классиков советской музыки. Для массового слушателя эта фигура больше связана с отдельными балетными хитами, прежде всего «Танцем с саблями» из «Гаянэ» и Адажио из «Спартака», и знаменитым вальсом, написанным к вахтанговской постановке драмы Лермонтова «Маскарад». Три симфонии, шесть инструментальных концертов (за исключением первого скрипичного), камерные сочинения, а также множество песен от изысканных вокальных миниатюр до вполне себе дежурных патриотических маршей остались в архиве истории, и, мне кажется, сейчас очень подходящее время для того, чтобы обнародовать действительно яркую и не утратившую своего блеска и очарования музыку. На прошедшем во второй половине мая фестивале Хачатуряна в Свердловской филармонии организаторы столкнулись с проблемой продажи билетов на два камерных вечера с музыкой Арама Ильича, притом что на его симфонические концерты места ушли практически влет. Публику все-таки удалось собрать, и было очень интересно наблюдать, как из точки некоторого недоверия к незнакомой музыке слушатели постепенно проникались не самыми простыми для восприятия сочинениями (например, сольными сонатами для виолончели, скрипки и альта) и устроили в завершение концерта стоячие овации артистам.
В иерархии советских композиторов XX века Арам Хачатурян находится где-то за Шостаковичем, хотя он был даже немного старше его. Не сравнивая эти фигуры по масштабу и степени дарования, хочется отметить, что Хачатурян в своей музыке представил несколько иной тип драматургии, нежели Шостакович. В отличие от «монтажного» принципа мышления Дмитрия Дмитриевича, в музыке Хачатуряна есть своя медитативность, идущая от восточной традиции. Вторая симфония Хачатуряна, на мой взгляд, безусловный шедевр, в котором конфликт и его развитие (сочинение было создано в годы войны) воплощается по типу эпической поэзии, когда мы можем представить отдельные, мастерски сделанные сцены. Интересно, что такие качества Хачатуряна, как красочность музыки, ее способность «цеплять» и увлекать слушателя, передались и его ученикам, ставшим в том числе очень успешными эстрадными композиторами: Микаэл Таривердиев, Андрей Эшпай, Алексей Рыбников, Александр Журбин, Владимир Дашкевич, Марк Минков и другие. Убежден, что без Арама Хачатуряна ландшафт музыки XX века был бы совершенно иным, и косвенно он продолжает влиять и на наше время, резонируя со многими происходящими сегодня драматическими событиями.