Композиторское завещание «первого из будетлян» Книги

Композиторское завещание «первого из будетлян»

К выпуску «Композиции в четвертях тона» Михаила Матюшина

Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934) если и известен, то прежде всего тем, кто интересуется русским футуризмом. Известен как соратник Малевича, автор музыки к первой футуристической опере «Победа над Солнцем» (1913) и, конечно, как гостеприимный хозяин «дома на Песочной» (ныне Музей петербургского авангарда), руководитель легендарного издательства «Журавль», выпустившего в свет культовую книгу русского авангарда «Садок судей». Специалистам Матюшин известен еще и как исследователь цвета – руководитель группы «Зорвед», автор книги «Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний» (1932). Тот факт, что он в равной мере и композитор и художник, – свойство настолько редкое, что и сравнить почти не с кем, разве что с довольно близким ему по духу и таланту современником Чюрлёнисом. Даже живописные опыты Шёнберга (с которым Матюшина, конечно, необходимо сравнивать) не уравновешивают его вклада в оба искусства так, как это имеет место быть в творчестве Матюшина. Как и Шёнберг, Матюшин – крупный теоретик искусства. Искусства будущего – того самого, в котором мы живем сейчас, и в своем зрительском опыте испытываем то, что исследовал Матюшин: взаимодействие звука и цвета. Скрябин и другие его современники (например, Баранов-Россине) совершили невероятный практический прорыв в этот мир. Но заслуга Матюшина в русле этих общих исканий времени – в кропотливом художественном исследовании синестезии.

Победа над фальшью

Если исследования Матюшина и его живописное, а также фотонаследие сохранились в относительной полноте, то в отношении музыкального творчества мы наблюдаем множество лакун. Поэтому так ценна подвижническая работа Сергея Уварова, усилиями которого к нам вернулось одно из ключевых музыкальных сочинений Матюшина «Композиция в четвертях тона» (1923). Наряду с реконструкцией этого нотного текста по рукописи, издание содержит и факсимиле, а также не менее ценное изображение рукописи музыкального номера к спектаклю «Небесные верблюжата» (1922), как и «Композиция», содержащего элементы микрохроматики. Это позволяет гораздо полнее представить музыкальную  микрохроматическую линию среди многочисленных и разнообразных инноваций Матюшина. А главное – убедиться в ее последовательном и непрерывном развитии (сюита «Осенний сон» 1915 года, достаточно салонного характера и совсем без микрохроматики, заставляет в этом усомниться). В своей увлекательной статье, публикуемой в данном издании, Сергей Уваров раскрывает нам подробности своего буквально детективного исследования «нот будетлянских» в «Победе над Солнцем» (1913), высказывается относительно «Руководства к изучению четвертей тона для скрипки» (1915) и далее наглядно (хоть и кратко) раскрывает, как в «Композиции в четвертях тона» микрохроматические идеи Матюшина получают свое кульминационное воплощение. Также очень важна рассказанная в этой статье история премьеры сочинения и связанного с ней контекста музыкальных взаимоотношений с коллегами-композиторами.

Сергей Уваров на презентации издания

Публикуемый нотный материал наконец-то вводит в научный обиход ценнейший объект для всестороннего музыкального анализа (как в области гармонии и других выразительных средств, так и вписывания композиторского наследия Матюшина в музыкальный контекст эпохи). А в концертной практике музыкантов появляется еще один интереснейший пример музыки начала 1920-х годов – и ключевой пример творчества Михаила Матюшина. Интереснейшие материалы из статьи моего дорогого коллеги Сергея Уварова, его предположения и выводы тоже зовут к развитию – например, к продолжению исследования на тему соотнесения «нот будетлянских» и упомянутых рядом с ними переходов цвета в «Победе над Солнцем» (1913) с аналогичным  явлением в матюшинских «Таблицах по звуко-цвету» (1926). И если Сергей в своем тексте называет «Композицию в четвертях тона» «композиторским завещанием» Матюшина, то данное издание без всяких сомнений хочется назвать новой ступенью, дающей возможность продолжать исследование разностороннего наследия Матюшина – по меткому выражению Уварова, «первого из будетлян».

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи