Композиторы черной дыры Презентации

Композиторы черной дыры

В Центре электроакустической музыки презентовали книгу «Голос миллениалов»

Сколько о композиторах ни говори, все мало. Всегда найдутся пользователи какого-нибудь Яндекс.Кью, которые даже и не подозревают о существовании консерваторий и филармоний, а из современных произведений предпочитают саундтреки Ханса Циммера. Появление книги музыковеда Сергея Уварова «Голос миллениалов» о российских авторах этого поколения – важное событие и по причине того, что о новой музыке пишут очень редко, и для популяризации ее героев.

Миллениалы, впрочем, вниманием не обделены. Музыковеды Московской консерватории чуть больше десяти лет назад выпустили книжку о 36-ти молодых композиторах, многие из которых принадлежат к этому поколению; десятки авторов появились в сериале Леонида Именных Little Heroes; отдельные имена можно найти в книгах Бавильского и Мунипова. Список можно продолжать долго, ведь конкурсы, фестивали, абонементы концертов, беседы и дискуссии не обходятся без миллениалов.

В книге Уварова представлено 12 композиторов. Несомненный плюс этой подборки – широкая география; он пишет об авторах из разных регионов от Якутии до Кавказа. Другой вопрос: можно ли только по двенадцати именам судить о целом поколении. Здесь ответ будет скорее отрицательным. Герои книги – ведущие российские композиторы, очень разные по эстетическим взглядам, но в этой, пусть и большой, палитре явно не хватает нескольких цветов. Здесь совсем точечно говорится о перформативных практиках, пространственных сочинениях и об импровизации, хотя именно они важны для многих миллениалов, и в этих областях современной музыки создавались наиболее оригинальные работы последнего десятилетия.

В презентации участвовало три героя книги – композиторы Анна Поспелова, Николай Попов и Александр Хубеев. В начале вечера исполнялись их сольные пьесы для разных струнных. Если не знать, для каких именно инструментов эти произведения написаны, то тембры почти невозможно идентифицировать. Классическая скрипка в сочинении Хубеева «Шепот Феникса» звучала как какой-нибудь раритетный синтезатор. Эффект достигался за счет специального способа игры: в сочинении не использовался смычок, а на пальцах правой руки Вячеслава Чиркунова были надеты металлические наперстки. В пьесе Bzzz Поспеловой виола да гамба Антона Изгагина воспринималась как электрогитара, в ней раскрылся огромный спектр звучаний инструмента: от грязного, почти рокерского саунда до мягких переливов. Тембр виолончели в KCI_23/11 Попова был замаскирован с помощью электроники. Исполнительница Юлия Мигунова в этой пьесе существовала сразу в двух пространствах: в реальности и на видео.

После мини-концерта началась беседа с композиторами. Поднимались вопросы новаторства в музыке, миссии поколения, и, кажется, задавать их было бы интереснее не героям книги, а ее автору. Сергей Уваров общается с большим числом композиторов, поэтому ему проще выделять общие черты миллениалов или делать выводы о происходящем.

В книге одной из главных мыслей становится та, что в поколении миллениалов почти невозможно найти объединяющие черты. Уваров сравнил положение композиторов со сценой из фильма «Интерстеллар», в которой персонаж Мэттью Макконахи попадал в черную дыру – пространство, где смешались прошлое, настоящее и будущее, и невозможно привычное линейное движение. Эта метафора точно передает состояние современной культуры и хорошо подходит для описания совершенно разных композиторских стратегий. Видимо, образ черной дыры взял за основу и дизайнер книги: на обложке изображена огромная воронка, тоннель без света в конце.

В книге отмечается и то, что миллениалам несвойственно создавать объединения. Они росли и развивались во многом на основе того, что создали иксеры и бумеры (от ансамблей до лабораторий), но у этого поколения все-таки возможно выделить миссию. Они продолжатели. Развивают инфраструктуру и аккумулируют вокруг себя зумеров. Наверное, только спустя время можно будет понять, кто же на самом деле миллениалы и как жить в черной дыре.

Парадоксы (?) миллениалов

Бог русской грусти Презентации

Бог русской грусти

В «Геликон-опере» презентовали новую книгу о П. И. Чайковском

Парадоксы (?) миллениалов Презентации

Парадоксы (?) миллениалов

Союз композиторов России и издательство «Композитор» выпустили книгу Сергея Уварова о композиторах поколения 30-летних

Свете тихий Презентации

Свете тихий

Презентация нового тома Академического полного собрания сочинений Чайковского

Зенитные фонари над Московской филармонией Презентации

Зенитные фонари над Московской филармонией

Что таится за слоями краски на фасаде Зала Чайковского, рассказывает главный архитектор проекта реставрации