Композиторы всех регионов, объединяйтесь! События

Композиторы всех регионов, объединяйтесь!

В Москве состоялся концерт лауреатов Первого Всероссийского конкурса композиторов Avanti

Наступившая осень оказалась богата на урожай в виде композиторских конкурсов. Уже объявили победителей конкурса «Другое пространство», и в ноябре–декабре маэстро Владимир Юровский продирижирует отдельными опусами на сцене Московской филармонии. Примерно в это же время жюри консерваторского конкурса «Новые классики» выберут лучших из лучших, в том числе в номинации «популярная музыка». Альтернативой этих состязаний стал конкурс Союза композиторов России под названием «Avanti» (с итальянского – «вперед»). В отличие от вышеперечисленных, данный конкурс имел ряд особенностей. Во-первых, к участию допускались только члены Союза регионов страны. Во-вторых, что наиболее ценно и почетно, издательство «Композитор» и фирма «Мелодия» обещают сохранить сочинения лауреатов для истории (будут выпущены ноты и, соответственно, диск). И в-третьих, композиторы старше 35 лет могли не переживать: конкурс не подразумевал каких-либо возрастных ограничений. 

Что касается номинаций, то присланные заявки (говорят, их оказалось более двухсот!) были распределены по четырем категориям: «Сольное инструментальное сочинение», «Сочинение для камерного ансамбля», «Сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» и «Сочинение с участием этнических инструментов». Призовые места варьировались, а в вокальной номинации первую премию и вовсе не присудили. Члены жюри, выходившие на сцену Малого зала консерватории, не объясняли свое решение, а обращались к залу с фразами наподобие «денег нет, но мы держимся» и «нас не догонят». А Сергей Слонимский с горечью констатировал, что футбол в нашей стране любят больше, чем музыкальное искусство. С мэтром, однако, можно поспорить: чемпионат мира закончился, а творчество современных композиторов постоянно набирает оборот. 

Это безоговорочно доказал концерт лауреатов Avanti – как москвичей, так и представителей Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Сургута, Новосибирска, Калуги и Самары. Торжественный вечер постарались всячески разнообразить, чтобы презентация опусов ни в коем случае не выглядела формально. И пока в Большом театре давали «Кандида», на сцене Малого зала тоже порой возникал свой театр – то девочка в розовом платье вскочит за рояль, то девушка со свечой в руках застынет, то в начале каждого отделения загадочным образом появится человек с басовым владимирским рожком. Эти мини-перформансы три с половиной часа артистично объявляла музыковед Наталия Сурнина. 

Впрочем, большую часть вечера можно было обозначить как «бенефис Андрея Бызова». Уральский композитор забрал не только две премии, но и специальный приз Российского музыкального союза за цикл «Детям до 16». Столь нетривиальное название придумал отнюдь не Федеральный закон, а сам автор, хотя так и не пояснил – можно ли играть эти пьесы детям, или стоит еще подрасти. Наверное, можно, ибо отдельные номера сборника представили совсем юные пианисты Вера Селиваненко и Александр Посикера, а также сам Андрей Бызов, напомнив о скором наступлении понедельника своей миниатюрой «Завтра в школу». Нетрудно догадаться, почему именно это сочинение получило особую награду: детский альбом Бызова не только предлагает альтернативу фортепианному сборнику Артоболевской, но и замахивается на традицию Шумана и Чайковского – а это дорогого стоит. 

В этой же номинации, посвященной сольному инструментальному сочинению, места распределились следующим образом. «Бронзу» взяла Елена Анисимова, написавшая, ни много ни мало, пьесу для тубы. Но благодаря Ивану Габову прозвучали не фанфары и не соноры, а упругие ритмы и мелодии в духе Пьяццоллы. «Серебро» досталось Игорю Друху за пьесу «Psalm»: его дочь Юлия с чувством исполнила quasi-восточные мотивы на кларнете, заворожив публику. «Золото» же получила Карина Барас, создавшая фортепианный цикл «Афоризмы» (вероятно, вдохновившись одноименным циклом Шостаковича). Виктор Чернелевский сыграл лишь избранные пьесы, но в них можно было услышать пародию Барас на стиль Скрябина, Прокофьева, Хиндемита. Единственное, что невозможно было бы соотнести с этой тройкой, – стук пальцев по крышке рояля, старательно воспроизведенный пианистом. 

Музыку для камерного ансамбля слушать оказалось весьма интересно. Особенно – «забойную» пьесу «DIXI» Эльмира Низамова (II премия), где квартет саксофонов Glazunov-Saxophone, Тимофей Калашник (ударные) и сам автор за роялем органично сливались в джазовых пассажах, элементах репетитивности, нанизанных на непрерывное остинато. «Камерная сюита» Андрея Бызова запомнилась своим навязчивым мотивом-рефреном. Как указано в буклете, в оригинальной «версии» ее исполняет один человек на двух инструментах сразу. Здесь фокуса не случилось: на сцену вышли Екатерина Мочалова (мандолина) и Илья Рубинштейн (виолончель). Третье место в номинации «сочинение для камерного ансамбля» – снова Игорь Друх. В театральной сценке «Хамелеон», представленной Московским ансамблем современной музыки, слышались цирковые мелодии, которые растворялись в приемах и штрихах сонористики – и наоборот (чем не хамелеон?) 

Этнические инструменты – всегда экзотика для ушей публики, но в таком концерте не вызвали особого энтузиазма у тех, кто остался на второе отделение. И здесь был Андрей Бызов, в очередной раз опередивший соперников. Правда, непонятно, почему балалайка оказалась вдруг этническим инструментом, встав в один ряд с владимирским рожком из пьесы «Голоса» Марины Шмотовой (2 место), но в другие номинации ее не запишешь. Лауреатом третьей премии стал Григорий Зайцев: его «Авгурии» хоть и созданы для белорусских цимбал с участием фортепиано, но звучали не в народном духе, а скорее, как саундтрек к рекламе. 

В категории «сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» лауреаты будто бы соревновались в эпатаже. Выиграла, безусловно, Екатерина Карпенко (хотя жюри присудило ей лишь третью премию). По словам автора, вокализ «Плач у подножья заката» был написан под впечатлением от военных действий на Донбассе. Но публике, особенно в первом ряду, казалось, что наступил конец света: певица Дарья Хозиева рыдала, из колонок сверху надрывно выли «электронные» волки, а дирижер Сергей Иньков экспрессивно управлял ансамблем солистов. Два других опуса этой номинации не претендовали на фрик-шоу, но впечатлили не меньше: «Pontica poetica» Сергея Зятькова погрузила всех в суровую атмосферу Востока (во многом благодаря прекрасному голосу Тамуны Гочашвили), а «Песни» Глеба Никулина – в таинство и мистику, очень точно переданные Елизаветой Улахович. 

Когда до наступления Дня музыки осталось всего полтора часа, на сцене появились все причастные к этому действу. Объединившись в смешанный оркестр, лихо и задорно они исполнили Финал сонаты для балалайки Андрея Бызова. И глядя на этот праздник, невольно вспомнились строки из небезызвестного опуса Шостаковича: «Возлюбим же эстетичное, гармоничное, мелодичное, законное, полифонное, народное…» 

 

Вырви кувшинку, Колен События

Вырви кувшинку, Колен

В Лилле поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы