Кому мешают детские школы искусств Мнение

Кому мешают детские школы искусств

Обсуждаем проект переформатирования начального музыкального образования в Москве

В канун уходящего года общественность Москвы всколыхнула информация о готовящейся реорганизации детского музыкального образования. Слухи, просочившись тонкой струйкой из поста в сети ВКонтакте, внезапно вызвали пожар: родители, педагоги, директора стали обмениваться имеющимися данными, строить предположения, основываясь на директивах сверху, – не планировать новый учебный сезон, не брать детей. Со слов педагогов, корреспондент «Московского комсомольца» Светлана Цикулина пишет в статье «Демонтаж творческого образования»: «Департамент культуры Москвы разрабатывает документ, в рамках которого 13 музыкальных школ столицы будут объединены с музыкальными училищами, 27 сохранят возможность обучать детей по предпрофессиональным программам и получать городское финансирование, а 101 учреждение планируется лишить денежного довольствия и перевести на полную или частичную самоокупаемость. В ходе реформы эти школы должны быть объединены в единые кластеры (одно юридическое лицо), включающие в себя до 12 бывших образовательных организаций – по округам. Принимать в них детей будут только за деньги. Школы искусств, лишившиеся финансирования, потеряют возможность учить детей по предпрофессиональным программам и готовить их к поступлению в профильные учреждения среднего и высшего звена. Они смогут вести занятия лишь по усеченной общеразвивающей программе, со временем превращаясь в обычные платные кружки».

ДМШ имени В.Я. Шебалина

 Итак, есть списки «счастливчиков», тех самых 27 школ, а все остальные – изгои, куда, к примеру, попала ДШИ имени И.Ф. Стравинского. Школа шикарно оборудована, в ней три (!) духовых органа, рояли Steinway и Boston – лучшие на сегодняшний день. Семь человек от этой школы состоят в Аттестационной комиссии педагогов города Москвы. Учащиеся этой школы продолжают дальнейшее образование в колледжах и училищах Москвы, один из учеников год назад участвовал в «Органном марафоне» в рамках Международного Зимнего фестиваля искусств в Сочи, который возглавляет народный артист СССР Юрий Башмет. Теперь же в школу пришла методичка – рекомендация по набору на 2025/2026 учебный год, и там ясно сказано: в графе набора на предпрофессиональное образование с 1 сентября 2025 года поставить цифру «ноль».

Также школы уже получили программу, в которой вместо двух позиций – общеразвивающая и предпрофессиональная программы – предлагается набор модулей от пары месяцев до одного-двух лет, и каждый сам может выбрать, что ему хочется – не в последнюю очередь исходя из размера своего кошелька. Казалось бы, возможности расширяются, но на деле это разнообразие имеет множество не очевидных для несведущих людей нюансов. Главное – вместо массового охвата и приобщения к музыке детей мы получаем резкое сужение контингента и ограничение в равном доступе к культурным ценностям. Мы попросили экспертов в сфере детского образования прокомментировать готовящуюся реформу и дать оценку ее КПД.


Екатерина Мечетина,
заслуженная артистка России, доцент Московской консерватории, председатель Федерального учебно-методического объединения

Вопросами детского музыкального образования я занимаюсь давно и имею личный опыт преподавания в Центральной музыкальной школе. Проблемы, которые вызовет реформа, на мой взгляд, следующие. Во-первых, ДШИ, реализующие предпрофессиональные и общеразвивающие программы, будут территориально труднодоступны для многих детей, а в территориально близких не будет предпрофессионального и общеразвивающего образования.

Во-вторых, из-за уменьшения количества ДШИ с полноценным обучением резко снизится количество абитуриентов ссузов, а затем и вузов, причем не только по традиционным специальностям, а еще и по смежным (саунд-дизайнер, гейм-дизайнер и пр.).

В итоге реформа приведет к постепенному исчезновению классов относительно редких музыкальных инструментов – гобой, валторна, фагот, тромбон, а также коллективов ДШИ, так как они формируются на основе многолетней практики учащихся, что невозможно при краткосрочных образовательных программах.

ДШИ, не попавшие в список реализующих предпрофессиональные программы, должны будут переименоваться и потерять статус ДШИ, так как по закону ДШИ обязана реализовывать именно предпрофессиональные программы, – они станут домами детского творчества. Это в корне противоречит задачам, поставленным в целом ряде поручений Президента РФ В.В. Путина, а также Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и ряду федеральных законов.

Не говоря уже о том, что резко упадет престиж профессии детского педагога в глазах выпускников московских творческих вузов. Многие прекрасно оснащенные школы (как упомянутая ДШИ имени И.Ф. Стравинского) не попадут в число ДШИ, а значит, средства на их оснащение высококлассными инструментами и оборудованием окажутся потраченными впустую.

И в целом, если считать Москву лидером и образцом для подражания в регионах, такой пример может стать «заразительным» в плохом смысле. Вместе со скрипачом, членом Общественной палаты РФ Петром Лундстремом мы были на приеме у руководителя столичного Департамента культуры Алексея Анатольевича Фурсина. Разговор был уважительный, и мы пытались донести мысль, что такие реформы никак нельзя проводить в жизнь без согласования с профессиональным сообществом, в частности, есть Федеральное учебно-методическое объединение, которое именно эту функцию и призвано выполнять. Показалось, что нас услышали. Но на следующий же день директорам разослали методические рекомендации, где были прямые указания: набора на следующий учебный год нет!


Павел Левадный,
композитор, пианист, ответственный секретарь Союза композиторов России, научный секретарь Гильдии музыкознания и Гильдии музыкального образования Российского музыкального союза

Насколько я могу судить по той информации, которой делятся коллеги, в планируемой реформе есть четыре главных вектора – это выделение 27 исключительно предпрофессиональных школ и присоединение 13 школ к колледжам, массовое объединение учреждений по округам, ликвидация в большинстве школ со следующего учебного года предпрофессиональной программы, введение новых платных ТОПов – Творческих Образовательных Программ. Я, как профессиональный музыкант, прошедший всю систему музыкального образования от школы до аспирантуры, и который в течение семи лет возглавлял московскую ДМШ № 66, вижу ряд опасных рисков этой реформы.

По сути ТОП – это общеразвивающая программа, поделенная на два типа – облегченную (фактически просто кружок) и углубленную – и разбитая на несколько этапов. Учащиеся (а вернее, их родители) должны будут сами решать, какие им покупать этапы и типы программ. Ключевое обстоятельство здесь в том, что ТОПы будут только платными и на самоокупаемости.

Для ориентировки в ценах: в настоящее время средняя стоимость общеразвивающих программ в год на человека варьируется от 70 000 рублей до 160 000 рублей, то есть в месяц (расчет идет на девять учебных месяцев) самая малоинформативная программа стоит 7 800 рублей, а самая полная программа – 17 800 рублей. Эти цифры немного отличаются в разных учреждениях.

ДМШ имени В.Я. Шебалина

На мой взгляд, при реализации гипотетических планов по реформе в жизнь система столкнется с целым рядом проблем. Например, школы, выбранные в качестве предпрофессиональных, будут испытывать отток контингента, поскольку далеко не все дети тянут на предпрофессиональный уровень. Кроме того, и профессиональный состав педагогов в школах не всегда таков, что они могут вести только предпрофессиональную программу с расчетом на поступление учеников в колледжи.

27 предпрофессиональных школ на огромный по территории 15-миллионный мегаполис – это мало. Для большинства семей нереально возить несколько раз в неделю ребенка в музыкальную школу в другой район. Возникает ситуация необоснованной привилегированности тех детей, которые живут рядом с бесплатными предпрофессиональными школами и, в отличие от большинства (а это десятки тысяч детей, которым не повезет), будут иметь возможность качественного бесплатного образования.

Далее в непростых условиях, когда высокая инфляция, а цены растут буквально на все, столь сильно платное музыкальное образование вызовет отток желающих его получать. Сокращение набора в условиях самоокупаемости школ приведет к сокращению нагрузки, а следовательно, и педагогов.

Возникает вопрос: кто будет платить такие деньги, чтобы обучаться, например, на валторне, трубе, домре, балалайке, контрабасе, тубе? Эти инструменты выпадут из образовательного процесса сразу.

ДМШ имени В.Я. Шебалина

Любое объединение творческих учреждений – это минус одна творческая единица на карте города. Происходит стирание традиций, идентичности присоединяемого учреждения. Объединение по округам предполагает одного генерального директора примерно на 10-12 учреждений. Для конечного «потребителя» – детей и педагогов – это очень плохо, поскольку текущие вопросы будут решаться медленно, а генеральный директор будет не в состоянии заниматься развитием каждой конкретной школы.

В объединениях школ цена на обучение будет единой, ее будет определять генеральный директор. Но округа в Москве большие, есть богатые центральные районы, есть менее платежеспособные районы. Сейчас школы сами устанавливают цену на обучение по платным услугам, исходя из возможностей населения своего района.

Платное музыкальное образование было и в советский период. Однако при этом образовательная деятельность школ полностью финансировалась государством, это была не самоокупаемость. В общем, вопросов – масса. Но главное: сеть ДМШ и ДШИ создавалась не только и не столько для формирования профессиональных музыкантов, сколько для воспитания публики, потребителей академической музыкальной и вообще культурной индустрии. Эта реформа бьет по главному.

По ком звонят «Колокола» Мнение

По ком звонят «Колокола»

Два взгляда на одну премированную запись

Тьма отступает перед светом Мнение

Тьма отступает перед светом

В Мюнхене впервые показали рождественскую мистерию Гоголя – Римского-Корсакова

Солнечный круг Мнение

Солнечный круг

Камерный портрет Виктора Цоя

На самокате в светлое будущее Мнение

На самокате в светлое будущее

Авторы «Музыкальной жизни» подводят итоги сезона 2024/2025