Этот студенческий коллектив был создан всего лишь год назад, но даже за этот короткий срок успел ярко заявить о себе как в стенах Alma mater, так и на других концертных площадках. Музыканты успевают не только учиться и сдавать экзамены, но и разучивать сложные программы под руководством своего лидера Михаила Калицкого. Ученик Игоря Дронова, главного дирижера ансамбля «Студия новой музыки», он явно выбрал схожее направление для своего оркестра. Prometheus, изначально называвшийся Animata Sonus, исполняет преимущественно сочинения XX века – малоизвестные партитуры советских классиков и редкие сочинения забытых авторов. Так, в этом году оркестр впервые представил публике «Крымские песни» композитора Константина Макарова-Ракитина, ассистента Мясковского в Московской консерватории, трагически погибшего в начале Великой Отечественной войны. А дебютировали Prometheus и вовсе с музыкой советского классика Микаэла Таривердиева – с монооперой «Ожидание».
Очередной концерт камерного оркестра Prometheus состоялся на сентябрьском фестивале «Творческая молодежь Московской консерватории» – своего рода форуме талантов легендарного вуза. Программа вызывала огромный интерес и отчасти удивление, поскольку начинающий коллектив часто отдает предпочтение стилистически ограниченному учебному репертуару. Вечер же открылся ни много ни мало Чаконой Пендерецкого, завершающей его «Польский реквием», в которой Михаилу Калицкому, пусть и не до возможного предела, но удалось добиться от своих подопечных романтической экспрессии и пылкости, заложенных в этой пьесе. Струнный оркестр звучал выразительно, выпукло, выделяя щемящие интонации темы Чаконы в духе саундтрека. Столь же «по-киношному» – жизнерадостно и с энтузиазмом – предстал опус Concertino bianco латвийского композитора Георга Пелециса. Солистка Анастасия Караулова аккуратно, бережно касалась белых клавиш рояля (сочинение построено исключительно на них), а оркестр вступал с ней в полноценный диалог. К сожалению, такого же единства не возникло в Концерте для двух виолончелей, струнных и бассо континуо Вивальди. Соло виолончелистки Анна Рене Строжевская и Елена Алексеева задали активный темп, за которым с трудом поспевала клавесинистка Анастасия Соколова и в целом оркестр; дирижер, который большую часть сочинения наблюдал за ними словно издалека, в финале все же смог собрать всех воедино.
Названы победители XIII Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева
В завершении вечера Prometheus исполнил «Концерт в романтическом стиле» для альта и оркестра Микаэла Таривердиева – сочинение, словно сотканное из философских мыслей, размышлений композитора о ценности жизни, проникнутое ностальгией по прошлому (цикл был написан за три года до кончины Микаэла Леоновича). В этом концерте можно услышать пересечения с альтовым концертом его современника Эдисона Денисова – оба произведения строятся на сонорной фактуре и тонких, словно кружащихся микромотивах (и оба, кстати, были написаны по заказу Юрия Башмета). За это сравнение нужно поблагодарить Михаила Калицкого, который, кажется, для себя поставил задачу избавить Таривердиева от ярлыка только кинокомпозитора. Впрочем, после того, как альтистка Маргарита Пичужкина, блистательно исполнившая свою непростую партию, опустила смычок, Prometheus все же выдал на бис один из шлягеров фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» – «Мелодию». Любимая для всех поколений музыка стала своего рода подарком Вере Таривердиевой, супруге композитора, посетившей концерт, и заставила подняться весь Рахманиновский зал.