Конкурс ангелов и тех, кто постарше События

Конкурс ангелов и тех, кто постарше

Восьмой международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой стал первым конкурсом не только в России, но и в мире, который удалось провести в режиме офлайн после локдауна.

Как и все живое сейчас, прежде чем выйти на свет, должно получить разрешение Роспотребнадзора. Но среди организаторов конкурса, по счастью, есть люди, способные преодолеть даже самые непреодолимые испытания, лишь бы дать своему детищу вовремя выйти на свет. Среди аргументов, предъявленных директором Фонда Елены Образцовой Натальей Игнатенко «стражам порядка», был самый главный – время, которое в случае хрупкого, а иногда и буквально ломкого (если говорить о юношах) детского возраста, когда дорог каждый день, может сыграть негативную роль. Прослушивания проходили в зале Академической капеллы без слушателей, но в присутствии живого представительного жюри. В него вошли Маквала Касрашвили, Рузанна Лисициан, Мария Людько, Лариса Курдюмова, Фабио Мастранджело, Ханс-­Йоахим Фрай. В жюри конкурса приглашали и такую оперную суперзвезду, как Гвинет Джонс, Даму-­Командора ордена Британской империи, выдающуюся певицу ХХ века, но ее визит не состоялся по причине сложной эпидемиологической обстановки, а ей в этом году исполнится 84 года. Не смогли выбраться через границы и Петер Дворски с Бруно Пратико. Участие именитых музыкантов в жюри, казалось бы, не столь серьезного, всего лишь детского конкурса как раз таки дает понять обществу всю важность и ответственность события, когда во главу угла ставится ребенок с его возможностями в настоящем, перспективами и прогнозами на будущее, нуждающийся в чуткой профессиональной многоопытной интуиции.

Неслучайно сама Елена Образцова придумала этот формат, слушая всех без исключения детей, приглашая в свое время и такую неравнодушную к детским судьбам коллегу, как испанскую диву Терезу Бергансу. Именно на этом конкурсе в 2006-м была открыта русская виртуозка Юлия Лежнева, обладательница Гран-при, которой сегодня восхищается весь мир. На Пятом конкурсе юных вокалистов Елены Образцовой был услышан необыкновенного вокального дарования 13-летний Валерий Макаров из Самары, фантастически исполнивший арию Венеры из оперы «Тезей» Люлли, после чего у Елены Образцовой не осталось сомнений, кому достанется новый Гран-при. Своим дивным голосом (который посчастливилось застать незадолго до его мутации) он произвел впечатление пришельца с другой планеты, из другого времени, мифического барочного божества. Именно он обескураживающе напомнил, какая выразительная сила может крыться в ребенке. Сегодня он – лирический тенор, солист Большого театра, подающие надежды для оперного мира, обожающий исполнять Россини и Доницетти. Феномен Юлии Лежневой, заключающийся в исключительных виртуозных способностях, невероятной музыкальной памяти и врожденном чувстве стиля, до сих пор, когда певица уже обрела женское обаяние, в той или иной мере несет шлейф обезоруживающего ангельского очарования чудо-ребенка.

На концерте открытия конкурса сильнейшие впечатления произвели юноши, лауреаты первых конкурсов, шлифующие сегодня свое теноровое мастерство. Илья Сквирский бесстрашно спел сложнейшую арию Су Чонга из «Страны улыбок» Легара, о которую спотыкаются многие уже зрелые тенора; поразил крепостью своего тенора и Андрей Максимов в арии Альфреда из «Травиаты» Верди. Конкурс этого года гран-призера не выявил, но обнаружил очень неплохой общий уровень участников. Маквала Касрашвили, многолетний член жюри взрослого и детского конкурсов, так высказалась о своих впечатлениях: «Я не ожидала, что услышу так много талантливых певцов, причем во всех трех возрастных группах. Особенно поразила самая последняя – третья, которую составляют участники от 15 до 17 лет, где оказалось немало настоящих, с потрясающей перспективой, в основном, конечно, певиц. Подобного урожая голосов давно не припомню». Всего на сцене капеллы в режиме офлайн выступило 93 человека, небольшую часть зарубежных участников слушали онлайн. Готовность большинства участников вызывала уважение. Не исключено, что в успешной подготовке им помогла длинная карантинная пауза, за время которой получилось отточить конкурсную программу до возможного предела. В отличие от взрослых конкурсов, здесь почти не бывает проблем с артистизмом, который, как правило, зашкаливает. В этот раз чувствовалось выросшее качество исполнения на языке оригинала.

Судить детей чрезвычайно сложно, особенно первую из трех возрастных групп – с 9 до 11 лет, хотя к ней и требования по программе самые щадящие и симпатичные (скажем, песня из мультфильма), ведь главное на этом этапе – заметить пробившийся сквозь землю даже маленький, но крепкий, жизнеспособный росточек. Наиболее же взыскательно стоило судить представителей третьей возрастной группы от 15 до 17 лет, ведь следующий конкурс для них будет уже взрослым. Здесь было много сильных кадров, но не удалось избежать и слабо подготовленных. Едва ли не с первого конкурса в программу самым младшим конкурсантам нередко включают песни на языках, скажем, итальянские канцоны, мечтая накинуть баллы. Так, лауреат I премии (40 000 руб­лей) 10-летний Марат Дидин из Петрозаводска очень выразительно, пронзительно искренне исполнял знаменитую «Маму» Биксио на итальянском. А 10-летний Виктор Скоробродов (II премия, 30 000 руб­лей) из Югры, отличившийся не по годам захватывающей зрелостью, отлично откалиброванным голоском и статью, восхищал «Аллилуйей» Соневицкого. Удостоенный III премии (20 000 руб­лей) Семён Штепа из Белгорода вполне тянул и на первую, восхищая отточенностью исполнительской манеры и сбалансированной эмоциональностью. Обладателями первых премий также стали 14-летняя Элеонора Рогожина из Анапы, 17-летние бас Владислав Климов и сопрано Яна Айвазян из Санкт-­Петербурга. На конкурсах Елены Образцовой не остается обиженных: подарки получают все. Организаторы щедро одаривают разного рода призами, «выгодными предложениями» и прочими приятными бонусами всех, прошедших в финал, ведь главное в конкурсе не победа, а участие.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»

НАТАЛЬЯ ИГНАТЕНКО,

генеральный директор “Фонда Елены Образцовой”

Конкурс проходил в необычных условиях. Во-первых, доехала треть от первоначально приславших заявки. Из 270 человек 93 из России выступали очно, а 30 иностранцев вынуждены были участвовать по записям, что никогда не допускалось регламентом конкурса. Записи выполнены в неприспособленных условиях квартир на разных по качеству устройствах. Это снижало качество восприятия и, возможно, повлияло на выбор победителей, на почти полное отсутствие среди них иностранцев. Жюри присудило только третью премию участнику из США. Россияне проявили характер: несмотря на все трудности подготовки, связанные с самоизоляцией, они показали высокий уровень. К сожалению, Гран-при жюри не присудило никому. Значит, явного лидера, безусловного таланта выявить не удалось. Всегда ждем чего-то экстраординарного. Нешуточная борьба за «майку лидера» развернулась в третьей группе. В итоге разделили первое место, что не предусмотрено Положением. Но конкурс проходил в необычных условиях, приходилось слегка корректировать правила. Приезжавшая несколько лет назад в жюри известная музыковед из США Лариса Джексон в интервью прессе назвала наш конкурс уникальным, не похожим ни на один другой конкурс в мире по серьезности требований программы, по уровню приглашаемого для детей жюри, по организации – он не уступает взрослым творческим состязаниям. Возможно, этим во многом состязание и привлекает – серьезностью наших намерений. И, конечно, тем, что конкурс основан и носит имя великой русской оперной певицы Елены Образцовой. Мое самое сильное впечатление? От этих детей, от их мужества! В условиях раздуваемого в обществе страха перед инфекцией эти маленькие дети в жутковатых условиях пустого зала на 800 мест, в котором лишь члены жюри и камеры для съемки и трансляции, полны решимости выходить и бороться! Надо иметь характеры! И мы их увидели. Это непросто забыть!!! Пусть так будет не всегда. И полные залы аплодирующей публики.