Король и дьявол События

Король и дьявол

Александр Сладковский и Ильдар Абдразаков завершили филармонический абонемент ГСО РТ в Концертном зале имени П.И.Чайковского

К выступлениям в Москве оркестр Александра Сладковского (а именно так теперь негласно именуют Госоркестр Республики Татарстан) относится с особым вниманием. Если в Казани у него конкурентов нет, то в столице всегда присутствует «соревновательный» момент, так как своих оркестров тут больше десятка. Но Сладковскому такое положение вещей лишь придает  азарт. Вот и сейчас программа была составлена  амбициозно, с желанием продемонстрировать, что все жанры и стили ему покорны. Меломаны ассоциируют дирижера прежде всего с музыкой «большого стиля», с симфоническими полотнами XIX–XX веков. Поэтому «Въезд царицы Савской» из оратории «Соломон» Генделя был воспринят как некий вызов артиста: вот, смотрите, мы и так можем. Заход на поле барочников (постоянно играющих эту пьесу) оказался и вправду удачным:  прозрачные струнные, гибкие, чисто и виртуозно играющие духовые, подзвякивающий для аутентичности клавесин – все получилось стильно, красиво, со вкусом. Но маэстро любит контрасты, и потому затем последовал «Коронационный марш» Чайковского – помпезный, нарочито подавляющий мощью. Между этими полюсами были и терпкие, чарующие негой и захватывающие диким темпераментом «Половецкие пляски» Бородина, и эстетски-пряная чувственность «Танца семи покрывал» из «Саломеи» Р.Штрауса, и  итальянские страсти в «Аттиле», где оркестр подтвердил, что умеет играть певучую кантилену. Увертюра к «Орфею в аду» Оффенбаха показала, что и беззаботность оперетты не чужда гостям из Казани. Но, выбирая эту партитуру, дирижер преследовал цель дать возможность вволю посолировать своим музыкантам: развернутые соло скрипки, виолончели, гобоя  прозвучали безупречно, а при звуках зажигательного канкана ноги у сидящих в зале сами стали подтанцовывать в такт.  Удалась и коварная увертюра к «Вильгельму Теллю» Россини с виолончельными диалогами в начале, бравурными фанфарами духовых и лихим галопом.

Традиционно Сладковский зовет в свои программы известных солистов, чтобы продемонстрировать еще одну грань  возможностей  Госоркестра Татарстана – умение быть чутким в ансамбле. В этот вечер на сцену КЗЧ вышел прославленный бас Ильдар Абдразаков. И программа, имеющая заголовок «Короли и дьяволы», дала повод певцу блеснуть в знаменитых оперных ариях. Ильдар, выкладывавший в Фейсбуке фото  своего отдыха на Мальдивах, щегольнул загаром, подчеркнутым белой рубашкой. Но внешность мачо ничуть не помешала поверить в страдания короля Рене из «Иоланты», в патриотический пафос князя Игоря и неукротимую свирепость Аттилы. Голос Абдразакова прекрасен палитрой красок, этот артист обладает врожденным чувством фразы и захватывает внимание слушателей с первых нот. Певец признался, что в этот вечер он ощущал себя необычайно комфортно в КЗЧ: «Когда ты поешь в большом зале, то легкие внутри словно “сами” раскрываются, и голос летит, заполняя все пространство», – поделился он своими ощущениями.

Во втором отделении Ильдар перевоплотился в злодеев, которые вышли у него очень симпатичными. Демонический сутенер Дапертутто из «Сказок Гофмана»  не столько пугал, сколько гипнотизировал своим обаянием, как, собственно, и «сатанинский смех» в Серенаде Мефистофеля из «Фауста» Гуно. Более серьезным получился Мефистофель из одноименной оперы Бойто. «Я тот дух, что отрицает», – грозно пел Ильдар, и в ответ раздавался зловещий свист в оркестре. Не обошлось дело без куплетов Мефистофеля (вновь из «Фауста» Гуно), который действительно «правил бал». Слушая Абдразакова, как-то забываешь, что существуют технические сложности, переходные ноты, неудобная тесситура: он поет словно играючи, естественно, голос льется, доставляя огромное удовольствие слушателям. К финалу концерта солист и дирижер стали импровизировать, по-доброму «подкалывать» друг друга, и в конце встали в позировку, профиль в профиль – ну, точно, «король и дьявол». Только вот who is who каждый из слушателей мог домыслить сам.

Подводя итог московскому сезону, Александр Сладковский поделился планами следующего: столичных поклонников творчества дирижера и его великолепного оркестра ждут Симфония «1905 год» Шостаковича, «Планеты» Холста, «Скифская сюита» Прокофьева, Скрипичный концерт Бриттена, «Дон Жуан» и Четыре последних песни Р.Штрауса. Солистами заявлены пианист Дмитрий Шишкин, скрипачка Алёна Баева и певица Альбина Шагимуратова. Кажется, еще есть возможность успеть купить абонемент.

Земля и небо События

Земля и небо

Леонид Десятников получил Платоновскую премию

Разыгранный «Фрейшиц» События

Разыгранный «Фрейшиц»

Премьерная серия показов легендарной оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок» в постановке Александра Тителя прошла 9–11 июня в МАМТ.

Не спать События

Не спать

Сводки с Дягилевского фестиваля

Филармония. О веке в четырех сюжетах События

Филармония. О веке в четырех сюжетах

12 июня Петербургская филармония имени Д.Д.Шостаковича отмечает 100 лет со дня основания