Королева беженцев События

Королева беженцев

Фестиваль «Золотая Маска» стартовал серией трехдневных показов оперы «Дидона и Эней» Пёрселла на Новой сцене Большого театра

Совместная постановка с Международным оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе в листе номинантов российской театральной премии заявлена трижды: оперный спектакль, работа дирижера (Кристофер Мулдс) и женская роль (Марианна Беата Килланд в партии Дидоны).

Ситуация европейских локдаунов внесла свои коррективы: если британский дирижер смог прилететь для конкурсного показа, то норвежскую певицу, исполнившую партию царицы Карфагена в мартовских спектаклях прошлого года, заменили Юлия Мазурова (20 и 22 января) и Екатерина Воронцова (21 января).

В «золотомасочной» программе «Дидона и Эней» занимает свою нишу: это единственная среди номинантов барочная опера. В шорт-листе нынешнего года, за исключением «Дидоны» и другой нашумевшей премьеры Большого – оперы «Садко», конкурируют спектакли преимущественно новейшего времени. Это «Лолита» Родиона Щедрина (Мариинский театр), «Похождения повесы» Игоря Стравинского (Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), «Жестокие дети» Филипа Гласса (Детский музыкальный театр имени Н.И.Сац) и две оперы современных отечественных композиторов на сцене Электротеатра Станиславский – «Книга Серафима» Александра Белоусова и «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского. Таким образом, оба номинанта Большого театра, условно говоря, отвечают за воплощение традиции в оперной афише нынешней «Золотой Маски». И в этом есть своя логика.

Другой тренд, который обозначен в «Дидоне», – актуальная социально-политическая повестка, без которой сегодня, кажется, не мыслим ни один режиссерский спектакль. Темы политической экспансии, женской независимости и проблем европейских беженцев не только определяют новизну режиссерской концепции Венсана Уге, но и заставляют вспомнить другой спектакль с музыкой Пёрселла, ставший триумфатором фестиваля в 2015 году, – «Королеву индейцев».

Сильные и слабые стороны постановки «Дидоны» уже становились предметом критики, в том числе на страницах «Музыкальной жизни» (см. рецензию Ларисы Кириллиной). Январские показы принципиальных изменений не внесли. Пленительно-меланхоличная музыка Пёрселла так и осталась «крепким орешком», не получив стилистически веской интерпретации. Несмотря на британские корни и внушительный «барочный» опыт Кристофера Мулдса чуда не произошло. Не стал убедительнее введенный режиссером драматический пролог в исполнении Сэсэг Хапсасовой, призванный стать ключом к пониманию истинной причины ненависти Колдуньи (Мария Баракова) и двух ведьм (Анна Семенюк и Дарья Телятникова) к повелительнице Карфагена. Не возникла магия загадки любовных отношений заглавных героев (Дидона – Юлия Мазурова, Екатерина Воронцова; Эней – Александр Миминошвили, Игорь Подоплелов). Более или менее достойные работы солистов воспринимались россыпью бусин, распадающихся без крепкой режиссерской нити.

Следующий музыкальный спектакль фестивальной афиши – оперу Родиона Щедрина «Лолита» в постановке Мариинского театра – зритель увидит на Исторической сцене Большого театра 8 февраля. 

«Дидона и Эней» в Большом театре

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»