«Корсар» как часть  ребрендинга События

«Корсар» как часть ребрендинга

В Нижнем Новгороде состоялась премьера балета «Корсар» в постановке Морихиро Ивата. Это было четвертое с начала сезона музыкальное событие, ради которого стоило ехать в старинный русский город на Волге.

Интенсивная жизнь в Театре оперы и балета имени А. С. Пушкина закружилась с июля 2019-го, когда в театр пришли новые люди: своеобразный триумвират, состоящий из директора и худрука Александра Топлова, его заместителя по художественному руководству балетной труппой Морихиро Ивата и зама по руководству оперой Дмитрия Белянушкина. В театре произошел ребрендинг, появился новый фирменный стиль, придуман изящный лейбл – на всей печатной продукции театра красуется заглавная буква «Н» белого цвета, а под ней слова «опера», «балет», на манер пермского и екатеринбургского оперных домов. Сайт театра стал в разы информативнее, в перспективе он будет переделан с учетом всех дизайнерских красот фирменного стиля. Кроме традиционного фестиваля «Болдинская осень», который прошел в ноябре, и мировой премьеры балета «Безымянная звезда» Владимира Качесова в хореографии Андрея Петрова, в театре устраивался показ японской «Шопенианы» – авторского проекта Ивата. Новый «Корсар» в отличие от разовой инаугурационной «Шопенианы» запланирован как вторая балетная премьера сезона и с января входит в репертуар на регулярной основе. «Корсара» в афише театра не было несколько лет, прежде балет ставился дважды – в 1965 и 1977 годах.

Напомню, что, завершив в 2012 году карьеру танцовщика, легендарный японец и единственный на тот момент штатный иностранец в балетной труппе Большого театра, Морихиро Ивата, или «Морик», как его ласково называли коллеги, уехал из Москвы, но не из России. Он перебрался в Улан-Удэ, где стал худруком балетной труппы в Бурятском оперном театре и как дипломированный балетмейстер выпустил много премьер, включая новую версию национального балета «Красавица Ангара» Бау Ямпилова и Льва Книппера. Спектакль привозили на гастроли в Москву в 2017 году на фестиваль «Видеть музыку». Александр Топлов был музыкальным руководителем «Ангары», он вдохновился постановочной хваткой Ивата, и этим летом, когда встал вопрос о новом заведующем балетной труппой, пригласил Морихиро-сан в Нижний. По особой просьбе Ивата директор театра сам встал за пульт оркестра. Он уже несколько месяцев присматривался к работе всех коллективов театра, заходил в балетные классы и проводил ревизию музыкальных инструментов в оркестре. Так, к премьере «Корсара» успели заменить нерабочий барабан на новый. Ивата ставил свой спектакль, используя оркестровую редакцию Валерия Волчанецкого, с которым он делал предыдущего «Корсара» в Улан-Удэ, но для нижегородского варианта Топлову пришлось фрагментарно переоркестровать партитуру.

Первые балетные уроки Ивата получил в Японии, он занимался в школе своего отца, который, в свою очередь, учился у знаменитого советского педагога Алексея Варламова, гитисовского ученика Ростислава Захарова и Леонида Лавровского. Морихиро осваивал хореографическое искусство в РАТИ у учеников учителей отца и в этом смысле является наследником советской балетмейстерской традиции. Морихиро слыл в Большом театре королем прыжка и пируэта, и несмотря на небольшой рост его часто занимали в спектаклях Юрия Григоровича (Китайская кукла в «Щелкунчике», Шут в «Лебедином озере») и не только – из значимого он станцевал концептуального шалуна Пэка в «Сне в летнюю ночь» Джона Ноймайера и колоритного чудака Перуанца в «Парижском веселье» Леонида Мясина. Свои собственные постановки Ивата создает с позиции приверженца и знатока классического танца, именно в той форме, в какой он существовал в Советском Союзе в эпоху Золотого века советского балета. И нижегородский «Корсар» идеально укладывается в эту линию: в нем присутствуют компоненты балета Петипа, использованные «на полном доверии» мастерам балета из СССР, без проверки на аутентичность, и имеются сочиненные здесь и сейчас танцы, обслуживающие новые сюжетные перипетии. Ольга Ивата написала либретто, максимально приближенное к одноименной поэме Байрона, сосредоточенной на условном любовном треугольнике Конрад – Медора – Гюльнар, то есть из балета исчезли заговор и предательство друга Конрада Бирбанто, интрига Гюльнар, которая хитростью выходит замуж за Сеид-пашу, выпали забавные пантомимные сцены с обитателями рынка рабов и отдельные дивертисментные номера во дворце. Зато спектакль Ивата лаконичен, герои цельны, как в хорошем советском балете вроде «Спартака»: есть герой, который борется с турками, есть любящая его греческая девушка Медора, есть хитрый враг со своей наложницей, соблазняющей героя. Есть хорошие, и есть плохие. Как настоящий японец, Ивата не любит искусственных хэппи-эндов: раз у Байрона Медора гибнет, он бесстрашно включает эпизод литературного самоубийства в финал, не опасаясь упреков зрителей.

Елизавета Мартынова — Гюльнар, Василий Козлов — Сеид-паша

Сложная танцевальная нагрузка лежит прежде всего на отважной свободолюбивой Гюльнар. Ее исполняет молодая и выносливая солистка труппы Елизавета Мартынова, недавняя выпускница Башкирского хореографического колледжа. Ей не уступает лиричная Татьяна Казанова, хотя роль Медоры в балете Ивата вторична. Со временем балеринам придется меняться местами, так как труппа небольшая, и у всех может быть по несколько ролей в одном спектакле.

Оформляла балет сборная команда художников из Москвы (Константин Никитин – свет), Нижнего Новгорода (Алла Шаманина – костюмы) и Улан-Удэ (Алексей Амбаев – сценография). Сцена в Нижнем неглубокая, поэтому, чтобы создать иллюзию разных экзотичных пространств – Пиратского острова, дворцовой залы и гарема турецкого наместника, – пришлось прибегнуть к хитрости. Плеск волн и объем голубых далей бухты, где засели пираты, Амбаев передал с помощью пиксельной графики: возник эффект переливающегося календарика, того самого, который был игрушкой детей поколения X (чьи школьные годы совпали с эпохой Перестройки). Задник с фонтаном получился менее удачным из-за своей реалистичности, а расплывчатая фотография ковра с изображением павлина, наоборот, создала иллюзию набивной ткани или даже барельефа. Мужские костюмы выглядели благороднее, они отчасти были похожи на те, что шились по эскизам Елены Зайцевой в Большом для реконструированного императорского «Корсара», женские традиционно корсаровские – пачки (у одалисок) или шальвары (Гюльнар) в сочетании с открытым верхом и обязательными в них вставками блестящих нитей. Художнице удалось и приблизиться ко времени Байрона, и «процитировать» любимый постановщиком стиль сценического костюма Золотого века балета СССР.

Будучи сам в прошлом танцовщиком-виртуозом, Ивата поставил трюковые темповые танцы с избытком. Он использовал буквально каждый миллиметр партитуры с дансантной музыкой. Пантомимных сцен стало меньше, эпизоды объяснения персонажей с помощью мимики в его спектакле отсутствуют. Если герои не танцуют, на сцене вообще никого нет, лишь звучит пейзажная музыка. Обидно, что сцена небольшая, и грандиозный спектакль ютится на крошечном пятачке – все ансамблевые танцы пришлось редуцировать, например, корсары не могли полностью «раскрыть» аттитюды. Тем не менее у зрителей создалось ощущение, что если бы пространство было больше, нижегородские артисты смогли бы его освоить. Пока судить о достоинствах и недостатках труппы рано – в последние годы здесь не было громких премьер (хотя и случались качественные возобновления классики силами педагога-балетмейстера Большого театра Юрия Ветрова), и, соответственно, поводов оценить мастерство местных солистов, а сейчас как раз проходит набор балетных артистов в компанию. К следующей премьере картина будет другая – за это и борются новый директор и его команда.


Александр Топлов и Морихиро Ивата

После спектакля Александр Топлов (АТ) рассказал Екатерине Беляевой (ЕБ), как шла работа над постановкой.

ЕБ Как сложилось, что вы стали дирижером-постановщиком нового «Корсара»?

АТ Изначально я не планировал участвовать в постановке, меня попросил Морихиро Ивата. Я изучил партитуру, и стало обидно, что хорошая балетная музыка, пусть это и не Чайковский или Прокофьев, традиционно рассматривается как механическое сопровождение к танцам, темпы «просаживаются», так называемые проходные места теряются в череде хитов. Мы попробовали высветить их неявную красоту.

ЕБ Как я понимаю, вы достаточно долго репетировали «Корсара» и даже ходили к балетным на классы перед премьерой?

АТ Я бы вообще отправил всех театраль­ных, прежде всего балетных дирижеров, в танцзал, чтобы они там двигались, иначе не понять психофизику танцовщика. Во мне говорит многолетний исполнитель бальных танцев.

ЕБ Звучание оркестра было непривычным, не верилось, что это Адан. И еще создалось странное впечатление, будто у вас в оркестре играла группа народников. Откуда этот эффект?

АТ В рассуждениях об Адане все чаще бытует мнение, что «Жизель» ему удалась больше, чем «Корсар». Именно поэтому в музыкальном материале балета фигурируют и другие композиторы. Но мне хотелось подчеркнуть композиторское мастерство Адана, как с точки зрения самого материала, так и в смысле оркестровки. Занимательно, что в балете есть фугато, причем с темой в пять тактов. Говоря про оркестровку, мы часто вспоминаем Римского-Корсакова. Когда он хотел показать гусли, соединил арфу с фортепиано. Это был выход из положения. Адан пытался дать колорит греческих и турецких духовых инструментов, наверное, поэтому он использовал довольно часто в унисон скрипки и флейты. Именно это обеспечивает такой своеобразный эффект!

ЕБ Поделитесь ближайшими планами театра?

АТ Сейчас у меня есть примерное расписание премьер до конца этого года, то есть до декабря 2020 включительно. Из того, о чем можно уже говорить: Дмитрий Белянушкин выпустит в апреле «Свадьбу Фигаро». С другими участниками будущей постановки сейчас ведутся переговоры, скоро назовем имена. Дирижирует Иван Великанов. В марте у нас будет еще один проект интересный в рамках акции «Ночь в театре» с рабочим названием «Человек-легенда» – представление на стыке балета и немого кино, мы соединим две бессловесные формы. Пока не подписаны договоры, не могу рассказать подробнее. Скажу только, что мы вдохновлялись «Снами спящей красавицы» – мультимедийным проектом Дианы Вишнёвой и Эдварда Клюга.

ЕБ Какой будет следующая «Болдинская осень»?

АТ Я считаю, что фестиваль должен развиваться, но не сильно меняться. Это прежде всего смотр приглашенных артистов в наших спектаклях. Может быть, в будущем нам удастся пригласить не только отдельных столичных звезд, но привезти в Нижний Новгород целый спектакль. Главное, чтобы зрители видели на форуме что-то новое, а сам фестиваль шел «в сторону Пушкина», в честь его он назван.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди