Композиторская лаборатория, посвященная исследованию новых тембровых возможностей народных инструментов, долгое время проходила в Музее космонавтики – одном из инициаторов ее создания в 2016 году. Сочинения молодых композиторов звучали непосредственно вокруг космических объектов, и это производило потрясающий эффект: публика могла свободно перемещаться по пространству музея и вслушиваться в наигрыши гуслей и балалаек. Руководил лабораторией с момента ее основания композитор Дмитрий Курляндский, главным партнером композиторов-космонавтов был Русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной. В этом году структура лаборатории значительно изменилась. Космические произведения звучали в старинной усадьбе Знаменское-Губайлово в Красногорске, а исполнили их Русский камерный оркестр «Усадьба» под руководством Романа Хохрякова и фольклорный ансамбль «Поверье» под руководством Юлии Алакиной. Куратором проекта выступила композитор Анна Поспелова.
Нынешняя, уже восьмая по счету, лаборатория вновь позволила молодым авторам поэкспериментировать с тембрами русских народных инструментов, поработать с фольклорными музыкантами и в принципе выйти за рамки границ своего авангардного творчества. Участники, прошедшие предварительный отбор, взаимодействовали с оркестром и певцами на протяжении четырех месяцев. Финал лаборатории, состоявшийся в камерном кругу, стал итогом этого увлекательного погружения в фольклор. В своем произведении «Чертоги» Екатерина Хмелевская обратилась к широкому спектру смыслов, заключенному в этом слове: это и чертоги разума, и Небесные Чертоги, которые у древних славян представляли собой хоромы. Композитор создала сонорную партитуру, буквально пропитанную тихими «шелестящими» и звенящими звуками балалаек, свистулек, гуслей. Исполнители, одетые в русские народные костюмы, деликатно воспроизводили нежные мелодии, одна из которых – песня «Тонкая рябина» – вдруг всплыла в виде фрагмента у вокалистов, а затем у оркестра. Рачья Есаян написал философский опус под названием das Klagelied («Плачевная песнь»), в котором мугамные интонации искусно соединялись с текстами Священного Писания на разных языках. Солисты Иван Марков (баритон) и Селена Варенец (дудук) имитировали не то плач, не то стенание, которое подхватывали домра и малый барабан (Дания Исхакова и Диана Звирко). Восточную тематику продолжило сочинение Akhir an-nahr Валентина Бездетко. Именно так по-арабски называется звезда Ахернар, чье голубое сияние озаряет небосвод Южного полушария. По словам автора, в пьесе органично сплелись «миф о Фаэтоне, связь с Нилом и Евфратом, огонь и песок». Принцип контраста, заложенный в идее сочинения, был воплощен и в звуках: оркестр то заставлял вслушиваться в тремоло и глиссандо балалаек, то кружил в вихре энергичных ритмов какого-нибудь восточного танца.
Пьеса Лизаветы Лобан «Гравитационная сингулярность» была построена на некоем отражении оркестра и певцов, которое достигалось за счет антифонных перекличек, приема эхо, сближения инструментального тембра с вокальным. Основную роль здесь играл ансамбль «Поверье», которым композитор указала петь в нарочито народной и как будто бы примитивной манере. Лизавету вдохновило явление искажения пространства, которое свойственно для черных дыр в космосе: эта идея и была по-своему отражена в постоянно варьирующихся, меняющихся диалогах музыкантов. Последним сочинением, созданным в рамках VIII лаборатории «Открытый космос», стало «14 апреля» Алины Мухаметрахимовой – композитор получила за него Гран-при, и это была единственная награда лаборатории (призовые места в этом году решили не присуждать). Композитор обратилась к фигуре Юрия Гагарина, конкретнее – к его исторической речи, прозвучавшей с трибуны Красной площади через два дня после полета в космос. Отчет для Никиты Хрущева автор превратила в самую настоящую былину, эпическое повествование. Ансамбль «Поверье» декламировал фразы доклада на манер фуги, но их торжественные голоса словно размывались в сонорной пучине звуков, глиссандо и прочих авангардных приемах, которые мастерски воспроизводил Русский камерный оркестр «Усадьба». Космос оказался ближе, чем можно было представить, а бесконечность композиторских экспериментов не предел.