В последнюю субботу января отмечается Международный день русского романса – несколько лет назад этот праздник получил официальный статус в нашей стране: есть соответствующие документы властных структур России. Для того, чтобы это произошло, Галине Преображенской – создателю и многолетнему лидеру культуртрегерского движения «Романсиада» – пришлось приложить немало усилий, пробить не одну бюрократическую стену. Но Преображенская – оптимист и человек с неиссякаемой энергией, ей все по плечу, поэтому День романса – реальность. А его главное празднество происходит ежегодно не где-нибудь, а в Московском Кремле большим гала-концертом!
Блистательная Галина Преображенская представляла публике шеститысячного зала КДС лауреатов недавних конкурсов и мастеров русского романса, уже добившихся больших успехов, международного признания. Метким словом, афористичным комментарием она умеет создать нужную атмосферу вечера: она уверенно ведет такие концерты уже много лет – и публика ей бесконечно благодарна за красоту на сцене, за четкие ориентиры на прекрасное, душевное, подлинное, что всегда доминирует во всех ее проектах.
У «Романсиады» уже огромная история и множество достижений. Созданный более двух десятилетий назад большим энтузиастом своего дела, концертмейстером и музыковедом, музыкальным просветителем Преображенской как скромный всероссийский юношеский конкурс, сегодня «Романсиада» разрослась в серьезный конгломерат музыкальных конкурсов. Помимо основной несть числа региональным «романсиадам», есть специализированные (детская, воинская и пр.), проводятся конкурсы и во многих зарубежных странах, при чем не только там, где традиционно сильны позиции русской культуры (в странах СНГ, Германии или Израиле), но и в местах весьма экзотических.
Гала в Кремле собрал участников из России и Белоруссии, Казахстана и Узбекистана, Армении и Азербайджана, Польши и Болгарии, Кореи и Японии, Киргизии и Китая, Германии и Голландии, Франции и Канады. Преображенская придумала и выстроила оригинальную драматургию вечера, разделив его на пять частей – пять картин, как она их назвала.
В первой, названной «Впервые в Кремле», выступили совсем свежие лауреаты. Среди них стоит отметить теплый бас армянина Рудольфа Овсепяна («Я вас любил» Шереметьева), впечатляющее мастерство колоратурного пения эстонки Мари Дали («Соловей» Алябьева), выразительное сопрано болгарки Мелинды Христовой («Гай-да, тройка» Штейнберга), яркую харизматику а ля Изабелла Юрьева польки Катаржины Кулаковской («Помни обо мне» Алябьева). Венчал эту часть, неожиданно для публики в нее попавший яркий оперный тенор и уже, несомненно, мастер, солист Театра Станиславского Владимир Дмитрук («Рассвет» Леонкавалло).
Во второй картине «Дуэль продолжается» на сцену вышли два молодых певца – Никита Землянских из Волгограда и Тимур Кожобеков из Киргизии. Оба – победители одной из региональных «романсиад», причем казус весьма любопытный – первого выбрало профессиональное жюри, второго – интернет-голосование публики. Несомненно, что оба певца обладают индивидуальным сценическим обаянием, а кто из них реально лучше – рассудит время.
Третья картина «Давай, дадим друг другу руки» объединила на сцене дуэты из разных стран. Француженка Фили Арну пела с Инной Разумихиной из Твери («Я ехала домой» Пуаре), поляк Мачей Клочинский – с Галиной Петкевич из Новосибирска («Рамона» Вайне), азербайджанец Эмиль Кадыров – с российской цыганкой Анжелой Лекаревой («Дорогой длинною» Фомина).
«Послы русского романса» – так называлась четвертая страница гала-концерта. Преображенская всегда подчеркивает просветительскую, культуртрегескую функцию своего детища: нести русский романс в мир, знакомить с ним как можно более широкий круг слушателей. И у нее есть верные соратники из других стран и культур, кто очарован русским романсом и не устает его пропагандировать. В этот раз в Кремле таких было трое – литовка Юлия Ступнянек-Каледнене («Я помню всё» Тарновской), кореец Ли Ён Сон («Только раз» Фомина) и казашка Береке Енкебаева («Слушайте, если хотите» Шишкина).
И, наконец, финальная часть «Звезды светят всем» представил молодых, но уже бесспорно больших мастеров русского романса. Ирина Крутова, Максим Катырев, Рамиз Усманов, Мария Людько, Павел Иванов, Евгений Южин – их имена широко известны, каждый из них добился больших успехов (кто в опере, кто в оперетте, кто в камерном пении, кто на эстраде), но не забывает о русском романсе, выведшем их на широкую дорогу когда-то. Чуткий аккомпанемент звездам вечера обеспечил Большой сводный оркестр под управлением давнего участника всех романсиадских проектов маэстро Дмитрия Дмитриенко.