Крик души в Hi-Fi-звучании
Контркультура

Крик души в Hi-Fi-звучании

Певица и автор песен Монеточка выпустила второй официальный студийный альбом «Декоративно-прикладное искусство». Он внушает оптимизм в будущее певицы в частности и отечественной поп-музыки вообще.

Старые звезды всем надоели, новые появляются с частотой раз в два года в лучшем случае, и все понимают, что с этим что-то надо делать. К тому же попса и эстрада всякая – дело, конечно, несерьезное, но все ж шоу-бизнес – отражение вообще бизнеса. Для умных людей – повод призадуматься лишний раз, что у нас такого происходит в стране и обществе.

О предыстории вопроса популярности Монеточки. Несколько лет назад обыденнейшие существительные «гречка» и «монеточка» в меломанской тусовке стали мемами. Дело в том, что такие псевдонимы избрали себе две певицы, сенсационные на тот момент: Анастасия Иванова и Елизавета Гырдымова, Гречка и Монеточка соответственно. Эти псевдонимы стали настоящими символами всего плохого, что происходит в нашем шоу-бизнесе. И вроде бы ничего хуже нет – и поют плохо, и музыканты играют криво (рок-банда Гречки как будто просто подставилась на прямом эфире у Урганта). Жуткий непрофессионализм, ах-ах, и это – новые звезды? Тлен, да и только… Прошло два года. Гречка сгинула куда-то. А Монеточка выпустила новую запись. «Декоративно-прикладное искусство» избежал пресловутого «синдрома второго альбома», когда от яркого дебютанта ждали не менее удачного продолжения, но он сдулся. Напротив: это – другая Монеточка, зрелый артист в совершенно новом качестве.

Первый ее альбом, «Раскраски для взрослых», поражал прежде всего необработанностью. Как будто девочка что-то напела на бит (довольно нудный местами, надо признать) и незатейливый гитарный бой. Полнейшая безыскусственность. Дворовые песни, версия-2020. Но современный язык, реалии, словечки – маркеры поколения. Плюс внезапно груз культуры – от Сартра до Сокурова. В общем, искренность. И плевать на некоторые нестыковки логические, как в главном хите «Каждый раз»: «Если б мне платили каждый раз, / Каждый раз, когда я думаю о тебе, / Я бы бомжевала возле трасс, / Я бы стала самой бедной из людей» – это что значит, что героиня думает о герое, или не думает? Вот в конце 1980-х тогдашние взрослые любили щеголять термином «клиповое мышление» – типа у тогдашних детей – поколение вашего обозревателя – мышление такое: нарезка кадров, картинки связаны ассоциативно, никакой стройной логики. Дебилы мы, короче, на русский если перевести. Нынешние взрослые – поколение вашего обозревателя – вчерашние фанаты «Ласкового мая», примерно то же теперь говорит про современных детей и всю эту молодежь с ее дебильным рэпом. Вообще-то, в словосочетании «клиповое мышление» главное слово все-таки «мышление». Вот какое оно – это главное. Монеточка не глупа. Начитанна, насмотрена. И вирши – ловкие. Прозрачность, обманчивая простота. А новый альбом 22-летней певицы – вот эта драгоценная искренность плюс, как ни удивительно, хорошая музыка. Теперь каждая песня в разном стиле. Коллаж, эклектика. Тут тебе и new wave, и легкий аромат рэгги, и гуру рэпа Noize МС в качестве гостя. С точки зрения хорошего вкуса это просто адские смеси. Вот, скажем, «Тугие косы» – фолк с переменным ритмом, а завершается резким джазовым пассажем. Циничная провокационная «Шприц» – про папу-наркомана – современная частушка с балканщиной а-ля Горан Брегович, а в коде – забубенный романсовый распев. «Папина любовница» – как будто легкомысленный тин-поп, но тема, про отношения несовершеннолетней дочери с юной любовницей женатого отца семейства, совсем не характерная для данного стиля. Но сделано хорошо, бойко – такой удар под дых рассчитанный. Да, плохих родителей тут вообще не жалеют; какой-то Набоков наизнанку, такое бы спела дочь Кречмара из «Камеры-обскуры», простите за такие параллели, но раз Монеточке можно жонглировать культурными символами от Сартра до Сокурова, то почему нам нельзя? Ну и совсем круто – гимноподобная «Переживу», песня-манифест.

Мощнейшее, в общем-то, развитие. Такое редко бывает. Но напомнило, например, кейс уроженки Казани певицы Максим. У той тоже первый официальный всероссийский альбом содержал песни, написанные в 15-16 лет, в звучании типа «самодельный тин-поп». Второй – уже с крутыми музыкантами, оркестром и так далее. И Максим с нами теперь навсегда.

Как там будет с Монеточкой дальше – неизвестно, но пока что тенденция позитивная: умеют у нас делать хорошую музыку, заимствуя идеи из народа. Тут главное не мешать, ибо в России именно с «немешать» всегда проблема большая.

Игра по чужим правилам Контркультура

Игра по чужим правилам

В отличие от большинства коллег по рок-сцене начала нулевых, Coldplay спустя двадцать лет снова штурмуют чарты. Но цена, которую им пришлось за это заплатить, кажется непомерной

Роковые классики… и классические рокеры Контркультура

Роковые классики… и классические рокеры

Могут ли музыканты во фраках понять людей в кожаных брюках и сыграть с ними концерт?

Разновидность волшебства Контркультура

Разновидность волшебства

Почему Фредди Меркьюри остается нашим хорошим другом

Игра без правил Контркультура

Игра без правил

Новый альбом Моби трудно назвать шедевром, но его карьере, полной рискованных шагов и почти сознательных провалов, это едва ли повредит.