Художественный руководитель Международного фестиваля имени Джордже Энеску в Бухаресте, обладатель «Грэмми» и дирижерской премии Фонда Георга Шолти Кристиан Мэчелару все чаще заявляет о себе.
В середине ноября новую запись Кристиана Мэчелару с Симфоническим оркестром Кёльнского радио (WDR), вышедшую на шотландском лейбле Linn Records, ведущие эксперты европейских авторитетных изданий классической музыки справедливо назвали «альбомом недели». Вслед за более ранним релизом этого же года с произведениями Бартока («Танцевальная сюита» и музыка балета «Деревянный принц») румынский дирижер предложил своему другу македонскому пианисту Симону Трпчески записать фортепианные концерты Брамса. Пару лет назад их творческий тандем увенчался успехом, благодаря музыке Шостаковича – записи его двух фортепианных концертов с Филармоническим оркестром имени Яначека (Острава). Мэчелару и Трпчески представляют единое аналитическое целое, которое так характерно для камерной интерпретации фортепианных концертов Брамса. Филигранная исполнительская техника и чувственная манера игры Трпчески ничуть не оттеняет экспрессивного звучания оркестра Западногерманского радио под управлением Мэчелару, столь гибко и рафинированно реагирующего на все желания и устремления македонского коллеги.
Нынешний сезон у Кристиана Мэчелару насыщен концертами с разными оркестрами мира. Виктор Александров (ВА) встретился в Бухаресте с Кристианом Мэчелару (КМ) и поговорил с ним о сотрудничестве с оркестрами Франции и Германии, фестивале новой музыки в Калифорнии, рецепте успеха в дирижерской профессии.
ВА Кристиан, ваши румынские корни наверняка сыграли определенную роль в карьере и повлияли на творческую эволюцию. Немаловажен опыт ваших великих предшественников в дирижерской профессии: Сильвестри, Челибидаке, Андрееску, Джорджеску?
КМ Я не собирался становиться дирижером. До и после своего отъезда из Румынии я много играл в оркестре как концертмейстер, наблюдая за дирижерами, с которыми работал. Однажды, оказавшись за пультом, я так увлекся процессом дирижирования, что навсегда влюбился в эту профессию, стал изучать творчество великих румынских дирижеров, включая имена тех, кого вы перечислили.
ВА А потом была Академия искусств Интерлокена (штат Мичиган), где вы встретили своего первого учителя дирижирования?
КМ Да, там мы познакомились с Джоном Россом. Вместе много говорили о музыке. Он подарил мне мою первую дирижерскую палочку, которой я пользовался много лет, пока она не сломалась. После этого у меня было много наставников, которые мне помогли освоиться в профессии: Ларри Рахлефф, Дэвид Цинман, Шарль Дютуа, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Стефан Асбери.
ВА Одна из примечательных ваших записей этого года – альбом с произведениями Белы Бартока. В чем лично для вас заключен феномен его музыки?
КМ На фестивале Энеску я дирижировал музыку балета «Деревянный принц» Бартока – композитора, чьей музыкой бесконечно восхищаюсь. Я обнаруживаю в ней не только глубокий музыкальный интеллект, но и красоту эмоций, которые вызывают его сочинения.
ВА Раз уж вы сами сказали, то не могу не спросить, в чем, на ваш взгляд, заключена основная миссия фестиваля Энеску?
КМ В 1958 году фестиваль был создан с целью продвижения музыки и творчества Джордже Энеску во всем мире, чтобы его музыка была включена в международный контекст. Неслучаен девиз фестиваля – «Щедрость в музыке», во многом символизирующий многогранный облик Энеску – не только композитора, но и исполнителя, педагога, дирижера. Этот человек дарил людям свой талант и был щедр ко всем, с кем общался. Мы хотим поучиться у него всем этим свойствам, в том числе человеческим качествам. Сегодня фестиваль Энеску достиг мирового уровня. В Бухарест приезжают выдающиеся исполнители, лучшие оркестры мира с богатым репертуаром. На фестивале в этом году было представлено 39 произведений Энеску, которые исполняли не только румынские музыканты, но и артисты из других стран. Венский филармонический оркестр под управлением Якуба Хруши играл Первую сюиту Энеску не только в Бухаресте, но и в других городах мира во время гастролей. Не менее значительным явлением стали румынские премьеры сочинений Тан Дуна, Джона Адамса и Йорга Видмана.
ВА Популяризации произведений разных национальных композиторских школ и форуму современной музыки на фестивале Энеску уделяется особое внимание. Какие импульсы это дает?
КМ Я считаю, что каждый композитор обладает идентичностью, поэтому призываю оркестры, представляющие культуры своих стран, сотрудничать со своими композиторами и исполнять как можно больше их произведений. Мы сможем по-настоящему понять красоту музыки только тогда, когда услышим индивидуальность каждого оркестра. С Национальным оркестром Франции, к примеру, на фестивале Энеску мы сделали акцент на сочинениях Булеза, Дютийё, Стравинского, включая его парижский период творчества.
ВА В этом коллективе и в симфоническом оркестре Западногерманского радио (WDR) вы являетесь руководителем. Как планируете работу и выстраиваете порядок творческих взаимоотношений в каждом из них?
КМ Я стараюсь раскрыть индивидуальность каждого оркестра, потому что музыка – это язык, который связывает меня с людьми. С ее помощью мы выражаем свои мысли и чувства. И еще меня интересуют мнения музыкантов в этих оркестрах, каждое из которых особенно важно для достижения общего художественного результата.
ВА С вашим приходом что изменилось в творческой политике и репертуаре Национального оркестра Франции?
КМ Мое появление в Национальном оркестре Франции в качестве главного дирижера произошло во время пандемии. Тогда это был переходный период, когда бóльшая часть музыкантов ушла на пенсию. Первое, что мне необходимо было сделать, это ввести в состав оркестра новых участников. Мы провели конкурс, по итогам которого пришлось заново создавать оркестр. Каждый новый музыкант – это неведомый мир. Его инструмент звучит индивидуально, что неизбежно меняет звучание коллектива и отражается на исполнении. В результате оркестр помолодел, стал энергичнее и вышел на более высокий уровень исполнения. Изменился сам подход к интерпретации сочинений, которые мы исполняем. Я бы сравнил этот процесс с автомобилем Феррари: нужно быть особенно осторожным и не нажимать слишком сильно на педаль, потому что машина моментально стартует. То же самое происходит с оркестром.
ВА А оркестр Западногерманского радио?
КМ Это коллектив с очень глубокими исполнительскими традициями немецкой школы, с индивидуальным звучанием, что вообще типично для германских оркестров. У кёльнского оркестра особый стиль игры. У оркестрантов складывается рациональный подход к музыке, которую они исполняют. Отличие между оркестрами Франции и Германии заключается в разных инструментах, манере исполнения, которая зависит от традиций. Французская школа сильно отличается от немецкой.
ВА Наряду с художественным руководством фестиваля Энеску у вас есть еще летний фестиваль современной оркестровой музыки в калифорнийском Кабрильо.
КМ Этот фестиваль на Западном побережье США абсолютно уникальный. Он дает композиторам возможность представить современную музыку, которая обращается к окружающему миру, вовлекая артистов и публику в творческий процесс. В этом году к нам приехали семнадцать композиторов, среди них: Тан Дун, Ольга Нойвирт, Роберт Хьюз, Дэн Капуто, Анна Клайн, Себастьян Карриер, Ксавье Фоли, Дженнифер Хигдон, Габриэла Ортис, Кевин Путс, Андреа Рейнкемейер, Питер Шин, Карлос Саймон, Габриэлла Смит, Сара Киркланд Снайдер, Джулия Вулф и Бора Юн. В каждом концерте звучали мировые премьеры. Особенно хотелось сделать акцент на произведениях Duo Duel Дженнифер Хигдон, «Трек 8» Себастьяна Карриера и «Ветер двух Корей» Бора Юна. Все сочинения исполнялись только один раз. Помимо вечерних концертов мы сохранили традицию проведения открытых репетиций, встреч с композиторами и других бесед, а также программ профессиональной подготовки «Мастерская дирижеров/композиторов».