С недавних пор (с 2020 года) к Дягилевскому летнему фестивалю в Перми добавился «сыночек» − Дягилевский зимний. Он более скромный и компактный (на сей раз − четыре события за четыре дня), но подходы те же: главное − поиск, эксперимент, новация.
Флагманскими проектами нынешней зимней афиши, как и летней, стали междисциплинарные перформансы, к ним добавили камерный концерт и немое кино с живым музыкально-шумовым оформлением. Жаль, что не было параллельной программы: лекций, паблик-токов, мастер-классов, экскурсий, бродилок, ведь Дягилевский – своего рода «гений места», причем под «местом» понимается не только сама Пермь, но и весь Пермский край. У гостей фестиваля уже вошло в привычку погружаться в местную культуру, историю, коми-пермяцкий фолк, и с каждым приездом ты все больше понимаешь, что это особенный регион с поистине неисчерпаемым бэкграундом.
Продвинутые зрители советуются друг с другом, куда бы пойти/поехать, где еще не были: в этнографический музей «Хохловка», Музей истории политических репрессий «Пермь-36», Музей пермских древностей? Творческий дух Дягилевского побуждает публику заниматься самообразованием, совершать маленькие открытия. Скажем, посетив поистине грандиозный краеведческий музей с уникальной коллекцией так называемого «звериного стиля» VI−XI веков, я узнала новость: скоро к его одиннадцати (!) филиалам добавится еще один − «Пермский период». Именно так в мировой науке называется последний этап палеозоя, завершившийся крупнейшей катастрофой биосферы Земли, когда вымерло 80 процентов животных. Вот куда точно надо будет попасть!
Но вернемся к афише. Главный аккорд – танцевальный спектакль-концерт «Юкали» – дали на открытии в зале «Литера А» на Заводе Шпагина. Это пермская премьера, а впервые спектакль показали в петербургском Доме Радио в мае 2023 года («Музыкальная жизнь» писала об этом в статье «Триумф безумства и времени»). «Юкали» − оммаж знаменитому дуэту Курт Вайль/Бертольд Брехт в версии оркестра, хора и танцевальной труппы musicAeterna. Музыку к спектаклю, в которой так или иначе интерпретировано наследие Вайля, написали композиторы-резиденты Дома Радио Алексей Ретинский, Алексей Сюмак, Вангелино Курентзис, Андреас Мустукис, FM Einheit (он же немецкий музыкант Франк-Мартин Штраус) − каждый по одному номеру. А три заключительные части, включая финальную фантазию на тему песни «Юкали», – сам Теодор Курентзис, все больше в последнее время увлекающийся композицией. Режиссер Анна Гусева объединила все восемь историй в единый сюжет, который разыгрывается в символическом зале ожидания: все как бы ждут поезда, следующего в страну счастья Юкали, который, конечно, не приходит, потому что очевидно, что лучшее место для человека – именно то, где он находится сейчас. Но герои напряжены, тревожны, они понимают, что в «прекрасное далёко» возьмут не всех. Декорация – огромное белое пространство с арочными проемами – напоминает скорее зал для балов или внутренний двор богатого дворца, а не вокзальное помещение (художник – Юлия Орлова). Тем самым подчеркивается метафоричность и условность происходящего.
Впечатляет масштаб проекта. Задействованы могучие силы: солисты (контратенор Андрей Немзер, сопрано Екатерина Дондукова и Элени-Лидия Стамеллу), танцевальная труппа musicAeterna (хореограф – Анастасия Пешкова), хор и оркестр под руководством Теодора Курентзиса. Помимо всего прочего, меня заинтересовал еще и «театр ударных» в оркестре. Каких тут только нет: от прибора, издающего громкий звук сирены, до поющих бокалов! После спектакля я даже попросила заместителя концертмейстера группы ударных musicAeterna Андрея Волосовского провести экскурсию по подведомственной ему части оркестровой ямы. Гуляли мы долго, потому что перкуссия в этом проекте располагалась повсюду, создавая особую атмосферу спектакля. Были тут привычные ксилофон, маримба, вибрафон, колокола, бонги, гонги, трещотка. И более редкие – похожий на рогатку флексатон или нечто вроде погремушки – систр. Но больше всего заинтриговали совсем уж экзотические инструменты – например, издающий какие-то космические звуки вотерфон, который издали можно принять за клетку для птиц, а на самом деле это стальной, заполненный водой поддон-резонатор с торчащими из него бронзовыми прутьями, на которых музыкант «играет» контрабасовым смычком. Еще бóльшая диковинка – wing («крыло»): широкий изогнутый металлический лист со штырями, по которым также возят смычком. Сомневаюсь, что еще доведется увидеть это символическое «крыло». Оркестранты говорят, что wing, как и прочие изыски, появились по личной инициативе пытливого худрука Теодора Курентзиса.
Симметричным мостиком стартовому «Юкали» стал финальный «Дуо». Это тоже танцевальный спектакль (хореограф – Павел Глухов) и также с новой, экспериментальной музыкой (Алексей Ретинский), но на сей раз сочетающей электронную фонограмму с живым инструментальным трио и вокальным ансамблем musicAeterna Folk, который появляется в прологе и эпилоге. И опять же, мировая премьера «Дуо» состоялась в июле 2023 года в Петербурге (под эгидой фестиваля Дианы Вишнёвой Context), а пермская премьера на зимнем Дягилевском – там же, в «Литере А» Завода Шпагина, и она тоже прошла дважды. И опять-таки «Дуо» – перформанс междисциплинарный, в нем каждый найдет свое. Разумеется, большая часть пермской публики – как, впрочем, и петербургской – пришла ради танцевальной части проекта: особенного, истового противоборства-состязания-отражения друг в друге двух балетных прим – Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко. Но меня как музыканта не меньше впечатлили звуковые поиски композитора, когда аутентичные песни Брянской, Архангельской и Белгородской областей ух как заиграли в «оправе» электронных волн Ретинского. Сам Алексей комментирует так: «Электроника появляется в сцепке с фольклором как наиболее абстрактный вид музыки, который изымает фольклорный ансамбль и из природно-деревенской почвы, и из привычного нам способа восприятия (условный “ансамбль песни и пляски”). Электронная музыка помогает услышать песни в их оголенном виде, проявляет их вненациональную, общечеловеческую сущность». Вот да, лучше и не скажешь!
В частной галерее «Триумф» показали киноконцерт: немой фильм «Моя бабушка» («Чеми бебиа», режиссер Котэ Микаберидзе, 1929) с живым музыкально-шумовым оформлением петербургского проекта Saraf (Серафима Окунева). На экране едкая сатира на советскую бюрократию в эпоху НЭПа, жутко смешная пародия, гротеск, сюр. Вот самое начало: за огромным круглым столом сидят «труженики ручки и бумаги»; на спинке каждого кресла – таблички «Главбух», «Предправления», «Начправ» (начальник правления), «Замначправ», «Членправ», «Управдел» и другие. Кругом валяются ворохи бумаг. К начальникам дикие очереди. Но настойчивый герой фильма (условный «простой человек») прорвался к одному из боссов и – о, радость! – получил письмо-рекомендацию к директору треста. Рано радовался, ибо оно гласило: «Дорогой т. Саша, с этим письмом к тебе явится один мерзавец, который довел меня до белой горячки. Гони его к чертовой матери!»
К этой дерзкой, почти хулиганской комедии Серафима Окунева (Saraf) сочинила более чем оригинальное сопровождение с использованием магнитной пленки, старых советских синтезаторов, самодельных инструментов – вплоть до горна из сантехнической трубы и тромбона из пластиковых труб с ручкой от строительного инструмента. По ее словам, это для нее эксперимент, возможность открыться новым впечатлениям, «прожить час жизни без слов». Хотя слов тут как раз хватает: лента полна лозунгов в духе времени, сегодня мы бы сказали – «мемов» (вот откуда они на самом деле пошли)! «Кончил дело – уходи», «На пол окурки не бросать» (но все бросают), «Вход воспрещен всем без исключения» (и это на двери в комнату машинисток – конечно, все входят!). А в конце на стене надпись: «Волоките, разгильдяйству, бюрократам – смерть»!
Ну и там же, в «Триумфе», представили камерный концерт – два квартета Дебюсси (1893) и Равеля (1903), – подаривший совсем другие эмоции: это было чистое наслаждение красивым, совершенным звуком. Первая скрипка musicAeterna красавица Ольга Волкова и тут задает тон, демонстрируя отменный вкус, лидерские качества и высокий профессионализм. Квартетный состав оркестра (помимо Ольги, это скрипач Иван Субботкин, альтист Наил Бакиев и виолончелистка Мириам Пранди) окончательно сформировался недавно, и именно на этом концерте в Перми музыканты впервые сыграли единственные квартеты великих французских импрессионистов. Столь похожие друг на друга и столь непохожие на другие произведения квартетного жанра. Ольга считает, что исполнить эти вещи – «мечта любого камерного ансамбля». Что ж, у них получилось!