Крылья Теодора Курентзиса События

Крылья Теодора Курентзиса

О событиях фестиваля «Дягилев+» в Перми

С недавних пор (с 2020 года) к Дягилевскому летнему фестивалю в Перми добавился «сыночек» − Дягилевский зимний. Он более скромный и компактный (на сей раз − четыре события за четыре дня), но подходы те же: главное − поиск, эксперимент, новация.

Флагманскими проектами нынешней зимней афиши, как и летней, стали междисциплинарные перформансы, к ним добавили камерный концерт и немое кино с живым музыкально-шумовым оформлением. Жаль, что не было параллельной программы: лекций, паблик-токов, мастер-классов, экскурсий, бродилок, ведь Дягилевский – своего рода «гений места», причем под «местом» понимается не только сама Пермь, но и весь Пермский край. У гостей фестиваля уже вошло в привычку погружаться в местную культуру, историю, коми-пермяцкий фолк, и с каждым приездом ты все больше понимаешь, что это особенный регион с поистине неисчерпаемым бэкграундом.

Продвинутые зрители советуются друг с другом, куда бы пойти/поехать, где еще не были: в этнографический музей «Хохловка», Музей истории политических репрессий «Пермь-36», Музей пермских древностей? Творческий дух Дягилевского побуждает публику заниматься самообразованием, совершать маленькие открытия. Скажем, посетив поистине грандиозный краеведческий музей с уникальной коллекцией так называемого «звериного стиля» VI−XI веков, я узнала новость: скоро к его одиннадцати (!) филиалам добавится еще один − «Пермский период». Именно так в мировой науке называется последний этап палеозоя, завершившийся крупнейшей катастрофой биосферы Земли, когда вымерло 80 процентов животных. Вот куда точно надо будет попасть!

Но вернемся к афише. Главный аккорд – танцевальный спектакль-концерт «Юкали» – дали на открытии в зале «Литера А» на Заводе Шпагина. Это пермская премьера, а впервые спектакль показали в петербургском Доме Радио в мае 2023 года («Музыкальная жизнь» писала об этом в статье «Триумф безумства и времени»).  «Юкали» − оммаж знаменитому дуэту Курт Вайль/Бертольд Брехт в версии оркестра, хора и танцевальной труппы musicAeterna. Музыку к спектаклю, в которой так или иначе интерпретировано наследие Вайля, написали композиторы-резиденты Дома Радио Алексей Ретинский, Алексей Сюмак, Вангелино Курентзис, Андреас Мустукис, FM Einheit (он же немецкий музыкант Франк-Мартин Штраус) − каждый по одному номеру. А три заключительные части, включая финальную фантазию на тему песни «Юкали», – сам Теодор Курентзис, все больше в последнее время увлекающийся композицией. Режиссер Анна Гусева объединила все восемь историй в единый сюжет, который разыгрывается в символическом зале ожидания: все как бы ждут поезда, следующего в страну счастья Юкали, который, конечно, не приходит, потому что очевидно, что лучшее место для человека – именно то, где он находится сейчас. Но герои напряжены, тревожны, они понимают, что в «прекрасное далёко» возьмут не всех. Декорация – огромное белое пространство с арочными проемами – напоминает скорее зал для балов или внутренний двор богатого дворца, а не вокзальное помещение (художник – Юлия Орлова). Тем самым подчеркивается метафоричность и условность происходящего.

Впечатляет масштаб проекта. Задействованы могучие силы: солисты (контратенор Андрей Немзер, сопрано Екатерина Дондукова и Элени-Лидия Стамеллу), танцевальная труппа musicAeterna (хореограф – Анастасия Пешкова), хор и оркестр под руководством Теодора Курентзиса. Помимо всего прочего, меня заинтересовал еще и «театр ударных» в оркестре. Каких тут только нет: от прибора, издающего громкий звук сирены, до поющих бокалов! После спектакля я даже попросила заместителя концертмейстера группы ударных musicAeterna Андрея Волосовского провести экскурсию по подведомственной ему части оркестровой ямы. Гуляли мы долго, потому что перкуссия в этом проекте располагалась повсюду, создавая особую атмосферу спектакля. Были тут привычные ксилофон, маримба, вибрафон, колокола, бонги, гонги, трещотка. И более редкие – похожий на рогатку флексатон или нечто вроде погремушки – систр. Но больше всего заинтриговали совсем уж экзотические инструменты – например, издающий какие-то космические звуки вотерфон, который издали можно принять за клетку для птиц, а на самом деле это стальной, заполненный водой поддон-резонатор с торчащими из него бронзовыми прутьями, на которых музыкант «играет» контрабасовым смычком. Еще бóльшая диковинка – wing («крыло»): широкий изогнутый металлический лист со штырями, по которым также возят смычком. Сомневаюсь, что еще доведется увидеть это символическое «крыло». Оркестранты говорят, что wing, как и прочие изыски, появились по личной инициативе пытливого худрука Теодора Курентзиса.

Симметричным мостиком стартовому «Юкали» стал финальный «Дуо». Это тоже танцевальный спектакль (хореограф – Павел Глухов) и также с новой, экспериментальной музыкой (Алексей Ретинский), но на сей раз сочетающей электронную фонограмму с живым инструментальным трио и вокальным ансамблем musicAeterna Folk, который появляется в прологе и эпилоге. И опять же, мировая премьера «Дуо» состоялась в июле 2023 года в Петербурге (под эгидой фестиваля Дианы Вишнёвой Context), а пермская премьера на зимнем Дягилевском – там же, в «Литере А» Завода Шпагина, и она тоже прошла дважды. И опять-таки «Дуо» – перформанс междисциплинарный, в нем каждый найдет свое. Разумеется, большая часть пермской публики – как, впрочем, и петербургской – пришла ради танцевальной части проекта: особенного, истового противоборства-состязания-отражения друг в друге двух балетных прим – Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко. Но меня как музыканта не меньше впечатлили звуковые поиски композитора, когда аутентичные песни Брянской, Архангельской и Белгородской областей ух как заиграли в «оправе» электронных волн Ретинского. Сам Алексей комментирует так: «Электроника появляется в сцепке с фольклором как наиболее абстрактный вид музыки, который изымает фольклорный ансамбль и из природно-деревенской почвы, и из привычного нам способа восприятия (условный “ансамбль песни и пляски”). Электронная музыка помогает услышать песни в их оголенном виде, проявляет их вненациональную, общечеловеческую сущность». Вот да, лучше и не скажешь!

В частной галерее «Триумф» показали киноконцерт: немой фильм «Моя бабушка» («Чеми бебиа», режиссер Котэ Микаберидзе, 1929) с живым музыкально-шумовым оформлением петербургского проекта Saraf (Серафима Окунева). На экране едкая сатира на советскую бюрократию в эпоху НЭПа, жутко смешная пародия, гротеск, сюр. Вот самое начало: за огромным круглым столом сидят «труженики ручки и бумаги»; на спинке каждого кресла – таблички «Главбух», «Предправления», «Начправ» (начальник правления), «Замначправ», «Членправ», «Управдел» и другие. Кругом валяются ворохи бумаг. К начальникам дикие очереди. Но настойчивый герой фильма (условный «простой человек») прорвался к одному из боссов и – о, радость! – получил письмо-рекомендацию к директору треста. Рано радовался, ибо оно гласило: «Дорогой т. Саша, с этим письмом к тебе явится один мерзавец, который довел меня до белой горячки. Гони его к чертовой матери!»

К этой дерзкой, почти хулиганской комедии Серафима Окунева (Saraf) сочинила более чем оригинальное сопровождение с использованием магнитной пленки, старых советских синтезаторов, самодельных инструментов – вплоть до горна из сантехнической трубы и тромбона из пластиковых труб с ручкой от строительного инструмента. По ее словам, это для нее эксперимент, возможность открыться новым впечатлениям, «прожить час жизни без слов». Хотя слов тут как раз хватает: лента полна лозунгов в духе времени, сегодня мы бы сказали – «мемов» (вот откуда они на самом деле пошли)! «Кончил дело – уходи», «На пол окурки не бросать» (но все бросают), «Вход воспрещен всем без исключения» (и это на двери в комнату машинисток – конечно, все входят!). А в конце на стене надпись: «Волоките, разгильдяйству, бюрократам – смерть»!

Ну и там же, в «Триумфе», представили камерный концерт – два квартета Дебюсси (1893) и Равеля (1903), – подаривший совсем другие эмоции: это было чистое наслаждение красивым, совершенным звуком. Первая скрипка musicAeterna красавица Ольга Волкова и тут задает тон, демонстрируя отменный вкус, лидерские качества и высокий профессионализм. Квартетный состав оркестра (помимо Ольги, это скрипач Иван Субботкин, альтист Наил Бакиев и виолончелистка Мириам Пранди) окончательно сформировался недавно, и именно на этом концерте в Перми музыканты впервые сыграли единственные квартеты великих французских импрессионистов. Столь похожие друг на друга и столь непохожие на другие произведения квартетного жанра. Ольга считает, что исполнить эти вещи – «мечта любого камерного ансамбля». Что ж, у них получилось!

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»