Кто, как не она События

Кто, как не она

Фестиваль современной хореографии Дианы Вишневой подвел итоги масштабной двухмесячной программы в Москве и Петербурге

Более восьми с половиной тысяч зрителей, свыше пятисот участников мастер-классов, сорок шесть мероприятий фестивальной карты Context. Diana Vishneva на двадцати семи самых разных локациях обеих российских столиц. И это только офлайн-статистика.

За впечатляющими цифрами, безупречной организацией и мультисобытийной афишей стоит личное намерение основательницы и хедлайнера фестиваля сделать его «связующей нитью между танцевальным искусством России и Запада». Намерение, которое для примы-балерины Мариинского театра и экс-солистки American Ballet Theatre выглядит отнюдь не пафосным высказыванием. Каждая этуаль со временем входит в фазу, когда ее мировой статус, международный опыт и связи, а также широкий горизонт кругозора становятся выгодными активами для инвестирования у себя на родине. Но только в ряде случаев это превращается в творчески успешный и коммерчески ликвидный проект.

Фестиваль Context. Diana Vishneva выглядит именно таким. За свою девятилетнюю историю (за вычетом прошлогоднего локдауна) он неуклонно развивается, прирастая масштабами и новыми формами. В этом году к ставшим уже традиционными  театрально-сценической программе, танцевальным мастер-классам, лабораториям смежных искусств и кинопоказам добавилась издательская деятельность. И первый ее плод – русскоязычная версия монографии Габриэле Кляйн о Пине Бауш – уже в продаже.

В приоритете фестивальной стратегии были и остаются наставничество и продвижение молодежи. Но если в прежние годы главным событием повестки был «Конкурс молодых хореографов», то нынешний Context сменил вектор, предложив взамен соревновательного формата форму сотрудничества и меценатства. Пять молодых хореографов из числа участников и победителей конкурсов прошлых лет получили возможность поставить и показать свои спектакли в основной программе фестиваля. А это пять из девяти спектаклей всей фестивальной афиши!

Сцена из спектакля «Бумажный человек»

Полюсами интересов молодых хореографов стали излюбленные в современном танце темы психоанализа, самопознания и работа с разнообразными формами телесности. В хореографическом монологе Павла Глухова «Бумажный человек» главный герой в выразительном исполнении Васко Насонова предстает на пути эволюции первобытного индивида – от homo habilis («человек умелый») до homo sapiens («человек разумный») и обратно. Для проекта Нурбека Батуллы Nafs («Эго») отправной точкой становятся образы древних книг и священных писаний, которые хореограф помещает в современный социокультурный контекст, создавая вместе с танцовщиками, музыкантами и арт-медиа-свето-художниками пространный мультимедийный перформанс о том, что есть эго сегодня.

Принципиален выбор площадок для показа обоих спектаклей. Превалирование изобразительности и нарративности в «Бумажном человеке» уравновешивается «магией места» музейных пространств (спектакль был представлен в Пушкинском музее и в Эрмитаже). Для сложносочиненного и откровенно экспериментального проекта «Эго» были избраны неотягощенные определенными зрительскими ожиданиями залы московского ДК «Рассвет» и питерского «Севкабель Порта». Благодаря этому неожиданные фактурные зарисовки пластических артистов в сочетании с видеопроекцией, кропотливой звукорежиссерской партитурой и живой музыкальной импровизацией с участием горлового пения и этнических музыкальных инструментов, работают, так сказать, «с чистого листа».

Сцена из спектакля «Эго»

Помещая три других «молодежных» проекта в традиционную «коробку» театральной сцены (Гоголь-центра в Москве и Каменноостровского театра в Питере) и анонсируя их как «Вечер современной хореографии», фестиваль отдал дань тем направлениям современного танца, которые балансируют между поиском новаторских форм языка и привычным форматом театрального представления с жестко выстроенной драматургией, структурой, мизансценами, сценографией. Но сколь разными они получились! Спектакль Эрнеста Нургали «Без имен» возвращает к танцевальной психологической драме в стиле модерн, что во многом объясняется контекстом «социального заказа»: постановка создавалась с артистами Башкирского театра оперы и балета с расчетом на будущую репертуарную жизнь в Уфе. Наиболее оригинальными, цельными и в хорошем смысле провокационными выглядели два других спектакля вечера: сметающий смелостью художественных метафор «Ренессанс 2021» Анны Щеклеиной, поставленный совместно с артистами Воронежского камерного театра, и завораживающий пластический психокинез «Не будите спящую собаку» хореографа Ольги Лабовкиной и артистов казанского театра танца «Дорога из города».

Формат наставничества и просветительства определил и наполнение параллельных программ, в том числе тех, где участники могли создавать танцперформансы «здесь и сейчас». В этом смысле интереснейший опыт представила Лаборатория по звуку, куратором которой выступила композитор и театральный художник-технолог Фредерик Жарабо (Швейцария). Двенадцать молодых людей, музыкантов и хореографов, объединились на два дня в пространстве Галереи на Солянке, чтобы апробировать модель коллективного производства искусства. «Моя задача была сплотить ребят, дав им импульс. Все остальное они сделали без меня», – признается Фредерик на пятиминутке перерыва. В процессе «прогонов» итоговый текст этой коллаборации предстал тремя различными версиями музыкально-хореографического перформанса, раз от раза оказываясь все более интересным, собранным и компактным по хронометражу.

Для широкой публики главная приманка фестиваля – конечно же, ее «олимпийская» часть. Боги сцены. Демиурги мира современной хореографии. В этом году фестивальная карта сложилась с поправкой на эпидемиологическую обстановку, и не все запланированное удалось реализовать.

Диана Вишнёва исполнила заглавную партию в новой «Шахерезаде» – «биографическом» балете о судьбе последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви. Хореограф Алексей Мирошниченко сочинил спектакль специально для Вишнёвой, соединив пряную музыку Римского-Корсакова с драматичной историей современного Ближнего Востока, неоклассической хореографией и эстетикой драмбалета.  Гастрольный вечер Пермского театра оперы и балета в Москве и в Питере дополнила еще одна постановка бывшего главного балетмейстера этого театра – прокофьевский «Шут», воскресивший поэтику  дягилевских «Русских сезонов».

Сцена из спектакля «Шут»

Зарубежную часть основной (театрально-сценической) программы фестиваля образовали спектакли двух коллективов. Известный эстонский Театр танца Fine5 и хореограф Рене Ныммик привезли в Москву и Петербург спектакль FN. По форме и содержанию это коллекция экспрессивных скетчей, вдохновленная (если можно так выразиться) пандемической изоляцией. Амплитуда тем колебалась от погружения в собственное «я» до маршевой поступи «новой коллективизации». Резидент Context в 2019 году, испанский коллектив La Veronal показал спектакль Pasionaria – дивную технологическую фантазию на тему будущего, где, согласно  фирменной манере хореографа Маркоса Морау, визуальная красота и перфекционизм сценической «картинки» завораживают не меньше удивительной ломаной пластики «новых людей».

Кинопрограмма фестиваля, осуществленная на самых стильных киноплощадках обеих столиц, предложила зрителю оказаться по ту сторону сцены и поразмышлять над историями успеха, преодолений и жертвенности танцевального мира. Ведь, пожалуй, ни одни другие творческие профессии не воспринимаются обывателями столь обособленной и замкнутой кастой избранных, как мир классической хореографии и современного танца. Хочется добавить: кастой самоотверженных и скромных. Во всяком случае, когда спустя несколько дней по окончании фестиваля в мои руки наконец попала роскошно изданная монография о жизни и творчестве великой Пины Бауш, более всего поразило, с каким пиететом и застенчивостью описывает Диана Вишнёва историю их знакомства и сотрудничества, завершая свой монолог выразительно и просто: «И естественно, что сегодня Пина стала героем первой книги фестиваля. Кто, как не она?»

«Шахерезада». Поклоны
Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев