На открытом воздухе, под аккомпанемент моторов автомобилей московских лихачей, в декорациях сгущающихся сумерек и постепенно проступающей на небосводе луны состоялось исполнение сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Происходившее июльским вечером действо близ Московского Кремля напоминало рок-концерт: синтезаторы вместо роялей, световые эффекты, подзвучка, трансляция на больших экранах, ощутимый драйв музыкантов. Первые аккорды сопровождались видимым энтузиазмом слушателей, узнавших мелодию из «ТикТока»: под нее рыжие коты драматично роняют дорогие вазы. Фестивальный симфонический оркестр «Зарядье» и дирижер Иван Рудин представили полную версию «трека», который современный человек, возможно, и не слышал целиком. Наше мышление ориентировано на короткие ролики: пользователь, среагировавший на пятисекундный отрывок, может испытать удивление или даже разочарование, впервые прослушав композицию до конца.
Чем же объясняется популярность кантаты 1936 года, начальный хор которой сегодня иллюстрирует комические скетчи? Вероятно, меломаны, подпавшие под магическое очарование этой музыки, даже не знают о ее происхождении. Чтобы оценить воздействие описываемого нами «хита», современному слушателю совсем не обязательно разбираться в средневековой поэзии Архипоэта Кёльнского, Вальтера Шатильонского, Филиппа Канцлера, Пьера де Блуа. В сознании неискушенной аудитории словосочетание Carmina Burana (лат. «Бойернские песни») может превратиться в загадочную девушку по имени Кармина Бурана, а об название «Бенедиктбойернский монастырь» можно сломать язык.
Наверное, произведение привлекает нас глубокой человечностью: оно обращается к нашим сердцам с простой теплотой. Вольнодумные стихи странствующих студентов и монахов ознаменовали скорое наступление эпохи Возрождения. Рукопись, в частности, содержит рискованно откровенные для XIII века любовные стихи: «Если юноша и девушка остаются вдвоем, счастлив их союз. Они равно пылают, разгорается любовь, скука неведома им, и начинается…» Дальнейшие слова в «Зарядье» деликатно заглушил рев уличных моторов. В исполнении Ивана Рудина акцент был сделан именно на весенних номерах кантаты: в эпоху прослушивания голосовых сообщений на удвоенной скорости дирижер неспешно наслаждался каждой нотой произведения, делая медленные темпы томительно-бесконечными. Задумку руководителя осуществлял Фестивальный симфонический оркестр «Зарядье» с пока еще короткой биографией: создан в 2023 году, участвует в летних фестивалях зала. Яркую краску дал Большой детский хор имени В.С. Попова, в трактовке которого латинские слова Oh, oh, oh, totus floreo напоминали детский лепет и приобретали наивный и смешной характер.
Возмутительные песни, высмеивающие церковную мораль, озвучил Фестивальный хор «Зарядье», дебютировавший на Летнем фестивале. С хором работала Екатерина Антоненко – профессионал, через чуткие руки которого прошел не один коллектив. На долю нового хора выпала сложная задача произнесения текстов на средневековой латыни, средневерхненемецком и старофранцузском языках. Орф хотел, чтобы поэзия устаревших языков воздействовала на слушателей своим неприкосновенным звучанием, и для образцового выполнения этой задачи обратился за консультацией к специалисту по историческим формам языка. Трактовка хора «Зарядье» отличалась незаурядной дикцией и тонкой нюансировкой.
Запоминающимся стало выступление тенора Валерия Макарова, известного участием в «Большой опере» и исполнением ряда партий на Камерной сцене Большого театра. Певец солировал в знаменитом «Плаче жареного лебедя» – гротескной арии лежащей на блюде птицы, готовой отправиться в желудки едоков. С аффектированными театральными жестами Макаров передал комический ужас подрумяненного мяса, видящего сверкающие зубы обедающих. Баритон Владислав Чижов был более серьезен и, пожалуй, не попал в характер музыки. В его исполнении монолог забулдыги в таверне среди беспутных товарищей звучал как искренняя исповедь, а не сатирически-притворное покаяние. Не представила оригинальной интерпретации и сопрано Полина Шабунина, впрочем, справившаяся с партией.
Так завершился Третий Летний фестиваль «Зарядье», видевший разную музыку – от опер «Борис Годунов» и «Царская невеста» до горлового пения и традиционных тувинских песен. Зал «Зарядье» предлагает зрителям популярную классику, делая музыку доступной для каждого. «Кармина Бурана» требует от концертного зала наличия большого оркестра, двух хоров, солистов и расширенной группы ударных, от исполнителей – вдумчивого вслушивания в музыкальный текст, от режиссеров – нетривиальной постановки; от слушателей же она не требует ничего, даже знания латыни и пресловутого средневерхненемецкого. Посетитель, пришедший на концерт с музыкой «О, Фортуна» в ушах, вернулся с него приобщенным к творчеству композитора, которого знают по забавным видео, но который определенно может что-то еще.