Кто слышал вращение сфер События

Кто слышал вращение сфер

Фестиваль Gnesin Contemporary Music Week стал одним из лауреатов V Московской Арт Премии

«Неделя» в названии фестиваля на самом деле сжимается до нескольких дней, а место действия выходит далеко за пределы Академии имени Гнесиных, но эти условности не мешают ему стать одним из самых долгожданных событий осени. Gnesin Contemporary Music Week – это многочастная сюита из концертов, лекций и практикумов, и теперь остается только прислушаться к памяти и отвоевать у нее самую важную музыку и слова тех дней.

Прислушаться – именно к этому призывала концепция фестиваля этого года. В предыдущие сезоны героями Gnesin Week в разные годы становились современные композиторы, исполнители и музыкальные журналисты; теперь они, а также режиссеры, философы, искусствоведы и остальные слушатели, готовые воспринимать и узнавать новую музыку, стали участниками лаборатории. «Кто такие слушатели? Это все мы» – из письма кураторов фестиваля Ирины Севастьяновой и Татьяны Яковлевой.

Формат практикумов, проходивших вплоть до вечерних концертов, обернулся доверительными рассказами приглашенных спикеров о том, как они сами слушают и слышат, – всегда по-особенному, с растворенным «я» внутри чужого. Предметами лекций были конкретная музыка и полевые записи (Глеб Глонти), неожиданные пересечения между далекими, на расстоянии рандомайзера в плейлисте, песнями и пьесами (Илья Овчинников), а также собственные опыты создания и воссоздания художественных миров. Ими поделились театральный режиссер Дмитрий Волкострелов, работавший над постановками пьес Сэмюэля Беккета, виолончелистка Юлия Мигунова, с большой любовью рассказавшая о своем пути в современное исполнительство, и композитор Егор Савельянов, изнутри раскрывший процессы создания перформансов и инсталляций. Отдельным эпизодом стал практикум Петра Главатских, выстроенный как история не без детективного элемента о поисках Сапфо в пьесе Ксенакиса PSAPPHA. Спикер постепенно выстроил ее сложную конструкцию, так же, как прежде собрал с нуля свои перкуссионные инструменты. Ритмы древнегреческой поэзии действительно нашлись, стали услышанными в рассыпанных по дереву, металлу и коже барабанов ударах, причем не только исполнителем, влюбленным в свое дело, но и всеми слушавшими.

Именно так, подобно лейтмотиву, главная идея фестиваля проводилась в практикумах и лекциях, а также во всех неофициальных, но очень важных моментах общения участников лаборатории: во время обсуждений в столовой академии, в общем чате, по дороге на очередную концертную площадку. Параллельно идее слышания сквозной нитью шли другие, скрытые в изнанку темы, связанные с бесконечно малым и бесконечно огромным – ничто и космос, тишина и ярость Большого взрыва.

Истина, известная с кейджевских времен: пауза – это тоже музыка, а музыка – межнотное пространство, которое тоже можно услышать. В зале Скрябинского музея обеззвученные жесты скрипача в пьесе Дарьи Звездиной «n» зависали неразрешенным аккордом, становясь мучительным воспоминанием музыки о самой себе. Неудивительно, что самым тихим концертом фестиваля оказался «Истории о Ничто», посвященный Сэмюэлю Беккету, чье имя не раз произносилось в тот день, а написанные им строки – пелись. Его подготовила лекция Элины Андриановой о радиопьесах ирландского драматурга, и сам он стал закономерным ее продолжением: по мере творческой эволюции в сочинениях Беккета становилось все меньше слов и действия, все больше пауз, очищенных от языка для музыки. Тем вечером она была осторожно-хрупкой, ускользающей в тишину, как в пьесах Тюркара Гасымзаде, Владимира Раннева и Сальваторе Шаррино. Наконец, текст самого Беккета услышался в Cascando Агаты Зубель и долго оседал в холодном воздухе, перемешиваясь с отзвуками, паузами и дыханием, замирающим вместе с неровным ритмом слогов в последней строчке – unless they love you.

 

Ответом на созерцание Ничто стал следующий день, посвященный многомерному космосу и, частично, «Макрокосмосу» Джорджа Крама. «Вращение сфер» – таким было общее название двух концертов, фортепианного и органного, в Малом зале академии и храме Святого Людовика, прошедшие в один вечер. На первом трансцендентные образы были связаны с человеческими проявлениями – с молитвой, скорбной памятью или криком Марсия, наказанного богом, как в пьесе Ольги Нойвирт Marsyas. Сам звук рояля, даже многократно углубленный нестандартными техниками, все же не способен преодолеть свою краткость, вырваться за пределы отведенного ему периода колебания струн. В противоположность ему органный гул словно развертывается вдоль оси времени, пока не заглохнет электромотор; вибрации его труб больше всего совпадают с антифонным пением небесных сфер.

Само время в храме Святого Людовика то медленно пульсировало, то обгоняло скорость света и застывало на месте. Прежде не исполнявшаяся пьеса Николая Корндорфа «Вечное движение» обрела новую версию для органа и аккордеона и наконец нашла слушателей. В ее звуковом потоке невозможно было отделить тембры инструментов: они взаимно отражались и поглощались акустикой, как в черной дыре, пока не исчезли за горизонтом событий. Реальное время после окончания пьесы казалось неестественным, слишком медленным, но и оно помогло настроить последнее произведение концерта – Virtus stellarum Алины Мухаметрахимовой, где орган и аккордеон вновь слились, воссоздавая образ рождения драгоценностей в ядрах звезд. Этот образ был не только услышан, но и увиден: блики ловцов солнца, подвешенных на хорах, рассеивались на потолке созвучно сияющим тембрам инструментов, вместе с ними освещая темноту храма, для пространства которого и была написана пьеса.

Прелюдией и постлюдией всей музыкальной программы фестиваля стали проекты CEAM Artists: концерт-открытие в арт-пространстве «Артемьев» и финальный концерт в Большом зале училища имени Гнесиных. Первый концерт «Апофения» особенно запомнился российской премьерой пьесы Скотта Рубина in tensions, в которой звук перетекал в напряженном хореографическом этюде между виолончелисткой и танцовщицей, то ли порождающих движения друг друга, то ли состязающихся между собой. На заключительном вечере «Искатели звука» с участием CEAM Percussion вновь раскрылась тема слышания, призыв к нахождению того самого звука, который бы отозвался резонансом внутри. Если предположить, что на концерте отыскался бы человек, совершенно равнодушный к современной музыке и к непривычным звучаниям «Пения птиц» Эдисона Денисова, то последняя пьеса фестиваля, Dawn Chorus Дидем Джошкунсевен, обязательно нашла бы отклик даже у заядлых любителей тональности. Ее меланхоличные мелодии маримбы и ксилофона, обернутые в мягкую электронику, еще долго могли перебираться, как четки, в памяти слушателей. Название пьесы переводится как «хор на рассвете», и остается только надеяться, что в будущем она сможет прозвучать именно в этот момент времени, истаяв в первых солнечных лучах, а не только в паузе между звуком и аплодисментами.

Четыре фестивальных дня были живыми и динамичными – практикумы и концерты разделялись не отбивкой абзацев, а плавно переходили от одного к другому, в сопровождении постоянной рефлексии участников. Уверена, она продолжается и сейчас – с новым опытом слышания музыки, с воспоминаниями о Ничто и о звездах.

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова