Куртизанка или феминистка? События

Куртизанка или феминистка?

Новая премьера Александра Журбина в Московском театре оперетты

Один из излюбленных парадоксов Оскара Уайльда гласит: «Самый верный способ бороться с искушением – это уступить ему»… Именно по пути, указанному классиком, идет Московский театр оперетты. Лидер в жанре классической и современной оперетты, он не стал бороться с дерзким родственником – мюзиклом, победно ворвавшимся с Запада, а, отдав некоторую дань наиболее популярным произведениям этого модного направления музыкального театра, стал на путь создания собственных.

И именно на этом, не самом легком, пути Московский театр оперетты одержал свои наиболее заметные успехи последних сезонов. Достаточно упомянуть такие постановки, как «Анна Каренина» Р. Игнатьева, «Джейн Эйр» К. Брейтбурга, «Доходное место» Г. Гладкова, «Король Артур» Г. Шайдуловой. Теперь к ним присоединилась «Куртизанка» А. Журбина, первая после карантинного локдауна премьера театра.

Александр Журбин – автор для Московской оперетты не новый: на ее сцене с большим успехом был поставлен его мюзикл «Цезарь и Клеопатра» – к юбилею народного артиста России Герарда Васильева, исполнившего заглавную роль. Всего же счет написанных (и поставленных!) произведений Александра Борисовича в этом жанре перевалил на четвертый десяток, что дало полное основание назвать Журбина «Мистер Мюзикл»… Мастерство и профессионализм композитора бесспорны, а если еще учесть талант и мелодический дар, проявленные как в вокальных, так и симфонических произведениях, то понятен интерес к его творчеству музыкальных театров. Все эти качества сполна проявились в мюзикле «Куртизанка».

Как говорит Журбин, «я писал эту музыку с удовольствием, сюжет дал мне как композитору большой стилевой и эмоциональный диапазон». А Журбин, действительно, легко и со вкусом играет стилями, жанрами и ритмами. Музыка «Куртизанки» поистине полистилистична, мелодична, напевна и танцевальна. Особенно удались, на мой взгляд, массовые хоровые эпизоды, начиная с самого первого – хора гондольеров «Венеция». Тут уместно сказать, что сюжет мюзикла создает возможность создания партитуры, блистающей всеми красками: тут и пышный ХVI век, и дивный город на сверкающей Адриатике с его дворцами и каналами, тут и любовные страсти, политические интриги, предательства и измены.

За основу фабулы взята судьба реально существовавшей венецианской поэтессы Вероники Франко. Либреттисты Владислав Старчевский и Сергей Плотов, конечно, не особо придерживались исторической точности, однако, кроме основной романтической линии любви Вероники и Марко Веньера, в их пьесе нашли место и реальные события тех давних лет – «моровая язва», то есть эпидемия чумы, прессинг инквизиции, социальные проблемы и государственные междоусобицы. На их фоне разворачивается любовный треугольник между Вероникой, Марко и его кузеном Маффио – поэтом, также влюбленным в очаровательную венецианку и домогающимся ее любыми средствами.

Вероника в мюзикле выведена как одна из первых феминисток, отстаивающая равенство мужчин и женщин, считающая своим правом обсуждать государственные дела и давать советы в делах любовных. Конечно, с точки зрения морали род ее занятий сомнителен, но Вероника прежде всего женщина, которая хочет быть любимой и счастливой. Любовью, считают авторы, можно оправдать многие поступки. И молодая актриса Наталия Быстрова своим исполнением сложной роли добивается симпатии зрителей, понимания своей героини и оправдания ее поступков. Она искренна в прозаических сценах и в вокальных эпизодах. Хороши у нее дуэты с Марко, «поэтическая дуэль» с Маффио.

Исполнитель роли ее возлюбленного Марко Максим Катырев обаятелен, правдив в передаче переживаний своего героя. Еще труднее задача стояла перед Владиславом Кирюхиным – Маффио. Сложный образ обедневшего венецианского дворянина, незадачливого поэта и претендента на любовь прекрасной Вероники, отвергнутого и ставшего гнусным доносчиком инквизиции, сыгран артистом достоверно и темпераментно.

Запомнилась в небольшой роли Паолы, матери Вероники, Светлана Криницкая. Паола, как оказывается, тоже бывшая куртизанка, в монологе она, защищаясь, подводит как бы «теоретическую базу» под свою профессию, и актриса делает это искренне и убедительно. Она убеждает не только свою дочь, но и зрителей…

Александр Бабик – Король Анри

Всего один эпизод у такого персонажа, как французский король Анри (Генрих III), но Александр Бабик делает его едва ли не самым запоминающимся, рисуя яркий образ этакого самовлюбленного «галльского петуха». Сраженный обаянием предоставленной ему куртизанки Вероники, французский монарх с таким неподдельным восторгом восклицает: «Даю сто кораблей!» – что это вызывает аплодисменты зала. Запоминается еще один ярко сыгранный эпизодический персонаж – Епископ де ла Торре. Играющий его артист Александр Каминский хотя и лишен в этой роли возможности продемонстрировать свой «фирменный шпагат», но все равно достигает комического эффекта.

Для режиссера Алины Чевик «Куртизанка» – не первый поставленный ею мюзикл на сцене Московского театра оперетты. Но этот спектакль, пожалуй, наиболее цельный во всех своих компонентах. В нем много постановочных удач, начиная с эффектной и красивой декорации, созданной сценографом Сергеем Новиковым и использованной режиссером изобретательно, динамично и с юмором. Хорошая находка – вереница гондол, создающая специфический «венецианский» колорит и двигающаяся в ритме музыкальных номеров. Движутся и «венецианские палаццо», создавая в разных комбинациях то площади, то переулки пленительного города или открывая внутренние покои дворцов. Динамика присуща и массовым сценам, поставленным с размахом и темпераментом, и сольным и дуэтным номерам. В танцах и подтанцовках балетмейстер Ирина Корнеева искусно использовала движения заразительной тарантеллы и других танцев из богатого итальянского танцевального фольклора. Добавляют красочности и созданные Викторией Севрюковой венецианские костюмы и карнавальные маски, словно сошедшие с полотен великих художников-­венецианцев. Кстати, один из них, Паоло Веронезе, стал одним из эпизодических персонажей «Куртизанки». К сожалению, он лишен музыкального номера и ­сколько-­нибудь внятной роли.

Общеизвестно, что судьба мюзикла во многом в руках дирижера. В данном случае одна из наиболее значимых удач спектакля – это его музыкальная сторона, руководимая главным дирижером театра Константином Хватынцом. Партитура композитора (в инструментовке Игоря Холопова) раскрыта маэстро с большим искусством, темпераментно и экспрессивно, с чутким аккомпанементом вокалистам и с яркими эпизодами оркестровой музыки.

Констатируем: череда постановок мюзиклов, создаваемых Московским театром оперетты, получила удачное продолжение. Теперь закономерно встает в очередь запрос на столь же удачную постановку классической оперетты, спектакля в привычном и родном для театра жанре. Все необозримое богатство мирового опереточного репертуара в вашем, дорогие коллеги, распоряжении! Ждем!

Ценность общения События

Ценность общения

В Московской консерватории состоялась презентация нового сборника сочинений Родиона Щедрина

Шамиля сделала свита События

Шамиля сделала свита

В Москве прошла мировая премьера неизвестного сочинения Мусоргского. «Хор свиты Шамиля» прозвучал как протоавангард

Без стука судьбы События

Без стука судьбы

Госоркестр Республики Татарстан исполнил классицистские симфонии Бетховена

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».