La vanità del mondo. Oratorio, arias <br>Philippe Jaroussky, Artaserse <br>Erato Релизы

La vanità del mondo. Oratorio, arias
Philippe Jaroussky, Artaserse
Erato

Свежий альбом Филиппа Жарусски La vanità del mondo («Суета мира»), название которого заимствовано у одноименной светской оратории Пьетро Торри, получился более спокойным и созерцательным, чем его предшественник – Ombra mai fu (рецензию ищите в «МЖ» № 4/2019). Жарусски отказывается от яркого грима и помпезных декораций барочных опер в пользу храмового убранства, хотя ощущение костюмированного действа здесь сильнее, чем можно было бы ожидать.

Программа, представленная в альбоме La vanità del mondo, дает образцовую панораму итальянской оратории конца XVII и первой половины XVIII века. Для Жарусски это попытка вернуться к теме, которая в его собственном творчестве до этого момента была представлена очень скупо: в последний раз французский контратенор участвовал в записи оратории итальянского автора в 1999 году – это был «Седекия, царь Иерусалима» А. Скарлатти (Warner Classics). «Жанр оратории мне очень нравится, потому что, как мне кажется, многие композиторы того времени проявляют лучшие свои душевные качества и профессиональные навыки, когда обращаются к великим священным сюжетам Ветхого Завета. Повествование в оратории более статично по сравнению с действием оперы, но это дает пищу для размышления о месте человечества во Вселенной. В год пандемии это особенно сильно резонирует», – говорит сам Жарусски.

С середины XVII века оратория в Италии отходит от своих сакральных корней и заимствует элементы оперы: взаимодействие между персонажами (библейскими, историческими или аллегорическими) осуществляется последовательностью арий и речитативов. В Риме, где театральные представления периодически попадали под запрет, подобные примеры были особенно типичны, и оратория здесь стала своего рода альтернативой опере, поэтому неудивительно, что святые и даже сам Бог скорбят, гневаются, по сути, так же, как и их «коллеги» в opera seria. Вероятно, этим можно объяснить то, что персонажи, в которых на диске виртуозно перевоплощается Жарусски, наделены яркими «сценическими» характерами.

Среди фрагментов, выбранных певцом, есть те, которые прежде ни разу не выпускались на дисках. Одна из мировых премьер – Perché più franco из двухчастной оратории «Авраам» уже упомянутого выше Пьетро Торри: ветхозаветный Исаак ищет ответы у Бога. Жарусски исполняет эту арию с заметной сдержанностью. Перемежая более мелодичные линии философско-­мечтательных номеров с виртуозными, требующими вокальной ловкости, Жарусски блистает в первых и слегка карикатурно выглядит в некоторых вторых, хотя нельзя не отметить его высочайшее мастерство в двух технически сложных ариях (обе – премьерные) – Caderà, perirà из оратории «Бог на Синае» Фортунато Челлери и Contro l’empio s’impugni la spada из оратории «Авессалом» Антонио Кальдары. Особенно впечатляет то, что фразы, украшенные мелизмами, у Жарусски не просто легкие и четкие, но соответствуют сакральному контексту музыки благодаря строгой красоте исполнения.

«Я думаю, что мой голос подходит для эмоции, которую можно было бы назвать меланхолией, а не глубокой скорбью», – говорит Жарусски. Скрытой болью и тоской в приглушенных тонах он наполняет последнюю вещь на диске – арию Марии, матери Иакова, во фрагменте из оратории Кальдары «Смерть и погребение Христа» (эту партию композитор писал специально для молодого кастрата Карестини).