Лаборатория звука: от фольклора до спектрализма События

Лаборатория звука: от фольклора до спектрализма

В Нижнем Новгороде завершился трехдневный интенсив для молодых авторов «Композиторские читки»

Уникальный проект Союза композиторов России с 2018 года успешно зарекомендовал себя как главный студенческий практикум в стране, проходил в Москве, Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге и других городах. В этом году майская сессия проекта во второй раз состоялась на базе Нижегородской консерватории.

Принципиальная установка «Читок» – участие новых композиторских имен в качестве спикеров в каждом городе. На этот раз ими стали Анна Поспелова (Москва) – куратор лаборатории «Открытый космос», Венедикт Пеунов (Нижний Новгород) – художественный руководитель Оркестра баянов и аккордеонов Нижегородской консерватории, Олеся Евстратова (Москва) – автор курса «Инструментовка для оркестра русских народных инструментов» и Сергей Зятьков (Сургут) – куратор арт-проектов Галереи современного искусства «Стерх».

Три дня музыкального «водоворота» закружили участников в бесконечном творческом процессе: концерт современной музыки, лекции, индивидуальные занятия и работа над звуковым материалом начинающих авторов.

Тренд на «русскость»?

На волне внимания к национальным корням двенадцатые «Читки» подхватили тренд на углубление русского культурного кода – обязательным условием участия стало обращение к народным инструментам. «“Читки” помогли молодым авторам посмотреть на домру, клавишные гусли или баян иначе, понять, что на инструментах можно играть необычными приемами, достигать новых красок. Нижний Новгород выбран не случайно – здесь лучший в стране Оркестр баянов и аккордеонов под управлением Венедикта Пеунова, виртуозы Кристина Фиш и Валентина Лимонова. Думаю, общение с музыкантами такого уровня оказалось для ребят особенно ценным», комментирует цель проекта Владимир Жалнин, модератор «Читок» и ведущий специалист организационно-творческого отдела Союза композиторов России.

Модератор «Читок» Владимир Жалнин

Подтверждая выбранный вектор, прошел концерт «Изобретение облаков», на котором прозвучали опусы композиторов-кураторов. Панораму смелых творческих взглядов открыла Quasi una suite Анны Поспеловой. «Как бы сюита» странных танцев удивила «хитрой» сменой фактур и бесконечным смещением мелодических акцентов. Simple-music Венедикта Пеунова, построенная на шести звуковых паттернах и одной серии, оказалась ритмически затейливой и легкой по восприятию, а лирическая звукопись сочинения Сергея Зятькова, дублирующая поэтичное название концерта, «рисовала» прозрачные сургутские пейзажи.

Концерт «Изобретение облаков». Дирижер – Венедикт Пеунов

От эскиза к партитуре

В Малом зале Нижегородской консерватории случайной публики нет – здесь композиторы, исполнители, кураторы, заинтересованные гости. Многослойный творческий процесс, в фокусе которого суть композиторского замысла, «отсек» случайных слушателей, оставив конкурсантов с наставниками тет-а-тет.

Ридинг-сессии стартовали работой композитора Олеси Евстратовой. Вместе с ней молодые авторы пытались соединить полярные тембры клавишных гуслей и баяна, разбирались в особенностях ритмизации гусельных арпеджио и искали удачные композиционные решения. «С куратором мы находились в творческом взаимодействии и активно обсуждали материал с исполнителями, что давало возможность сразу получать обратную связь и корректировать работу», – рассказывает участник проекта Богдан Калужин (Сургут).

Куратор «Читок» Олеся Евстратова

Бонусом для молодых авторов стала лекция доцента кафедры композиции и инструментовки Нижегородской консерватории Сергея Попова. Композитор поделился эксклюзивными лайфхаками по организации партитуры, которыми должен владеть автор современных опусов. Обсуждались вопросы корректного оформления «легенды» – предисловия к партитуре, в котором содержатся все пояснения для исполнителя. Правильно указать нужный штрих или прием, грамотно обозначить необходимую смену регистров – одним словом, профессиональный ликбез для молодых авторов.

Второй день «Читок» зазвучал тембром Оркестра баянов и аккордеонов Нижегородской консерватории. Эпиграфом к ридинг-сессии стала лекция заведующего кафедрой народных инструментов Венедикта Пеунова об идеальных инструментах для композиторов XXI века: «Раньше баян и аккордеон воспринимались как инструменты ограниченного жанрового диапазона. Сегодня, когда границы между академической, электронной и импровизационной музыкой стираются, их уникальная природа становится более востребованной».

Куратор «Читок» Венедикт Пеунов (баян), Валентина Лимонова (клавишные гусли)

На ридинг-сессии прозвучали сочинения, отражающие полярные поиски нового баянно-аккордеонного звука, – полифоническая фантазия с более конвенциональными звучаниями монотембрового оркестра сменилась пьесой со спектральными гармониями. «Работа с Венедиктом Пеуновым была похожа на дискуссию по поводу партитуры: я предлагал исполнителям варианты, и мы через обсуждение приходили к истине. Мне кажется, главное преимущество “Читок” – это возможность слышать свою музыку вживую и работать над ней», – рассказывает участник проекта Александр Некрасов (Комсомольск-на-Амуре/Москва).

Подхватив атмосферу доверительного диалога, разбор работ начала куратор Анна Поспелова. Вместе с Кристиной Фиш композиторы утвердились во мнении, что в современной музыке для домры предпочтительнее делать акцент на технических возможностях инструмента. Это позволяет находить нетипичные тембровые звучания. «На мой взгляд, границы языков давно размыты, и на этом бесконечном горизонте соединения разного и можно найти что-то новое», – комментирует свою позицию Анна Поспелова.

Куратор «Читок» Анна Поспелова

На обсуждении актуальных вопросов о поиске идентичности композитора вместе со спикером Сергеем Зятьковым участники проекта определили плодотворные векторы развития творческой индивидуальности в современном искусстве. «На “Читках” важнее не приобретение профессиональных навыков, а ощущение ценности творчества. Общий интерес к современной музыке, в том числе и к своей, полное погружение в рабочий ритм – все это надолго заряжает композиторов», – говорит Сергей Зятьков.

Куратор «Читок» Сергей Зятьков

Испытание звуком

Двенадцатая сессия «Читок» убедила молодых авторов в том, что народные инструменты давно вышли за рамки традиционного восприятия и примкнули к академической сфере, сохранив при этом уникальную природу.

«Такие лаборатории важны в самых разных городах и странах, а проведение подобного проекта у нас даже выигрышно. В разные годы в Нижнем Новгороде проходили уникальные премьеры, которые едва ли были возможны в иных географических точках. Каждый художник очень уязвим в момент презентации своего творчества. Но зачастую именно это и дает толчок для роста, в тепличных условиях развиваться куда сложнее», – рассказывает председатель Нижегородской региональной организации Союза композиторов России Марк Булошников.

По результатам дискуссий кому-то из участников осталось лишь доработать сочинения. Некоторые авторы решили основательно поменять изначальный замысел. Услышать творческий итог открытых ридинг-сессий можно будет на концерте премьер осенью в Нижегородской консерватории.

«Читки» в Петербурге

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати