«Лавр» сделал свое дело События

«Лавр» сделал свое дело

Последняя премьера МХАТ имени М.Горького по одноименному роману Евгения Водолазкина вызвала настоящий зрительский ажиотаж

В этом спектакле нет мелочей – все продумано, сделано тщательно: декорации, костюмы, хореография, пластика, свет, видеопроекции (специально закуплена новая световая, видео- и аудиоаппаратура), не говоря уже о режиссуре (Эдуард Бояков) и мощном актерском составе (Дмитрий Певцов, Леонид Якубович, Алиса Гребенщикова)… Слагаемых успеха немало, но нас интересует музыка: она тут оригинальна, изощренна и – чего уж там – просто очень красива, что теперь, согласимся, большая редкость.

Саундтрек драматического спектакля… Давайте вспомним, когда мы последний раз говорили о такой штуке. У меня на памяти лишь такие редкие шедевры, как хоры Георгия Свиридова к спектаклю Малого театра «Царь Федор Иоаннович» да сюита Альфреда Шнитке к «Ревизской сказке» Юрия Любимова на Таганке (и то, и другое создано в 1970-е). Не секрет, что в драмтеатре звучит, как правило, музыка прикладная, фоновая, иногда вставные песни. Но если герои поют, то это уже или мюзикл, или музыкальный спектакль.  А в «Лавре» герои не поют, это именно драма, причем очень серьезная, религиозная, созданная на основе романа-жития о святом Лавре, жившем в XV веке, – по словам автора популярной книги Евгения Водолазкина, «положительно прекрасном человеке, способном на жертву». Однако музыка в спектакле звучит почти постоянно – она задает тон и ритм, погружает действие в какое-то особое пространство и время (а на самом деле делает и то и другое безграничным, эпическим, космическим), наполняет каким-то не выраженным словесно, но от этого не менее значительным смыслом. И если уж совсем честно, буквально гипнотизирует, завораживает, околдовывает.

Ее прямо на наших глазах, «вживую» создают три талантливых музыканта: певица и исполнительница на гуслях и колесной лире Варвара Котова, бас-гитарист, «легенда worldmusic» Сергей «Гребстель» Калачев и перкуссионист, мультиинструменталист Петр Главатских (его основной инструмент тут маримба). Они – действующие лица, важные участники и комментаторы событий, их роль сходна, пожалуй, с ролью хора в баховских «Страстях». Музыканты все время на сцене – мы видим их в одной из ячеек многоэтажной декорации на поворотном круге. Снимаю шляпу перед создателями спектакля – режиссером Эдуардом Бояковым и музыкальными руководителями Кузьмой Бодровым и Василием Поспеловым, которым пришла в голову идея соединить этих артистов. Хотя до этого музыканты вместе не выступали, ансамбль получился на редкость органичный, цельный. Но постановщики пошли еще дальше: они совсем отказались от авторской музыки, решив опереться именно на приглашенных музыкантов – их импульсы, придумки, импровизации. Если учесть бэкграунд команды музыкантов (Сергей и Петр работали в разных этнических проектах, в том числе с  Сергеем  Старостиным и Инной Желанной, Варвара – специалист по древнерусской музыке и стихам, солистка ансамбля «Сирин»), то было сразу ясно, что в основе партитуры окажется фолк. В итоге из аутентичных тем использованы русские духовные стихи и средневековые западные рондели, остальное – это импровизации, стилизованные под этнику. Мы слышим хороводы, колыбельные, плясовые. И не только слышим, но и видим, так как тут есть танцевальные и пластические номера. Пестро? Нет, скорее разнообразно, потому что все сделано со вкусом, ничего не «торчит», не выбивается из единого стиля. Собственно, фолк подается не «в лоб», а в значительно переосмысленном, переплавленном виде: музыка как бы отрывается от своих корней, «приподнимается над землей», воспринимается то ли как послание из глубины веков, то ли как голос свыше, из космоса. Саунд при этом невероятно изыскан и притягателен для современного уха.

Однако к такой схеме работы две команды – постановщиков и музыкантов – пришли не сразу. Как рассказал композитор Кузьма Бодров, вначале все же рассматривался вариант написания им  целиком авторской музыки. Но «все решилось естественным путем: во время репетиций каждый из музыкантов начал предлагать что-то свое». Кузьма же вместе с Василием Поспеловым выступили в роли музыкальных модераторов и дизайнеров, умело собрав весь материал в многопластовое цельное полотно. Им помогли звукорежиссеры Григорий Литвинов и Илья Климанов, добавившие в общую палитру спецэффектов и шумов.

По мнению Петра Главатских (и с ним трудно не согласиться), их ансамблю удалось создать «уникальное звучание, воспринимающееся не просто свежо, но и вкусно».  И мне кажется, Петр очень точно объяснил, почему у них получилось: «Со временем все лишние ноты в подлинно фольклорной музыке отпали, остались лишь бриллианты. В этой простоте вся сила».

Хотя трехчасовой спектакль во многом построен на  музыке, далеко не все, как выяснилось, вошло в окончательную партитуру. И вот, вслед за премьерной серией спектаклей, явилась мысль провести 26 февраля на Третьей сцене МХАТ имени М.Горького концерт под названием «Лавр. Музыканты». Беспрецедентная и очень правильная история, потому что эту музыку хочется слушать бесконечно! Ну а там, глядишь, подадут и заявку на премию «Грэмми» (такая идея уже появилась). Почему бы и нет? Как говорится в одной рекламе, «они этого достойны»!

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»