Музыка Марена Маре сейчас переживает невиданный расцвет. И дело даже не в том, что он был крупнейшим композитором XVI-XVII веков, писавшим для виолы да гамба. Дело отнюдь не в отсутствии выбора у гамбистов, а в эстетической ценности, которая заключена в наследии композитора. Музыку Маре играют почти все исполнители на виоле да гамба, ее можно услышать как на крупнейших фестивалях, так и в самых камерных пространствах.
Рональд Мартин Алонсо – французский музыкант кубинского происхождения, который в настоящее время является одним из самых успешных гамбистов среднего поколения. Со своим ансамблем Vedado он представил новый диск, состоящий из трех танцевальных сюит Маре: соль мажор, до мажор и ля минор. Помимо них музыканты включили в альбом три пьесы – одна из них также принадлежит Маре, а вот две другие написаны Франсуа Кампионом и Жаном-Анри д’Англебером. Эти произведения служат интермедиями между сюитами и в общей форме выглядят вполне уместно.
Солирующая виртуозная виола да гамба – действительно главная особенность альбома. Это подчеркивается не только выбором ведущего композитора, но также и солистом, исполняющим сложнейшие произведения. Алонсо даже решился продублировать отдельные номера сюит, включив в них виртуозную импровизацию. Некоторое неравенство подчеркивается работой звукорежиссера, который вывел звук гамбы на первый план так рельефно, как вы никогда не услышите в живом исполнении. Ансамбль Vedado же здесь скорее выполняет аккомпанирующую функцию, он будто бы даже искусственно убран на задний план, чтобы ни в коем случае не перебивать солиста.
Две мажорные сюиты создают пасторальное настроение, это музыка, с одной стороны, расслабляющая, которую успешно можно слушать как фоновую, а с другой – все части четко сыграны, без патетических ускорений и замедлений, что дает возможность использовать их танцорам по прямому назначению во время уроков. Ля-минорная сюита, напротив, более драматическая. Она сыграна с долей надрыва и большим уровнем контрастов. Ее последний номер Le grand ballet – одно из сложнейших произведений на диске, давшее ему название.
Музыканты смогли выразить в звуке природу каждого танца. Их игра будто бы побуждает к действию: появляется желание либо грациозно кланяться, либо прыгать или же степенно шагать. Вероятно, музыканты провели исследовательскую работу или на практике познакомились с индивидуальным набором движений аллеманды, жиги, сарабанды и других танцев. Чувствуется, что их штрихи задают импульс для определенного движения, а это возможно только при понимании исполнителем его природы.
Общее впечатление от прослушивания крайне позитивное. Впрочем, прикладная природа жанра сюиты все же накладывает отпечаток, музыка воспринимается как фоновая, не требующая внимательного погружения в прослушивание. Но это не является недостатком, работа в любом случае стоит вашего внимания.