Лебедь скорее жив События

Лебедь скорее жив

В галерее «ГРАУНД Солянка» продолжается выставка работ современных композиторов и медиахудожников

Солянка всегда активно сотрудничает с композиторами, но на этой выставке им отведена ведущая роль. Кураторы события художница Катя Бочавар и композитор Николай Попов продемонстрировали совершенно разные агрегатные состояния музыки: «симбиоз звукового, визуального и кинетического искусств». Название «Лебедь сдох», взятое из пьесы Антона Светличного, трактуется как переосмысление традиционного представления о композиции и ее авторах. В экспозиции можно найти инсталляции, перформансы, интерактивные работы, видеоарт; новые сочинения и версии ранее существовавших произведений.

На выставке представлены работы участников CEAM Multimedia Lab – образовательного проекта Центра электроакустической музыки Московской консерватории, проходящих при поддержке Союза композиторов России. В прошлогодней лаборатории композиторы вместе с видеохудожниками создавали мультимедийные произведения о Москве, и с их сочинениями можно ознакомиться в одном из залов. «Панельки» Егора Савельянова, одного из участников, исполнялись на открытии выставки и затем из перформанса превратились в инсталляцию: декорации и инструменты (металлические конструкции, листы и балки) теперь не звучат, а стоят просто как визуальные объекты, живые исполнители существуют в видеопроекциях.

В лаборатории этого года композиторы осваивали разные среды программирования и учились создавать электромеханические инструменты. Участниками CEAM Multimedia Lab стали Илья Вязов, Роман Жауров, Павел Поляков, Егор Савельянов и Антон Светличный.

Медиатором выставки «Лебедь сдох» выступает композитор Светличный, он сопровождает посетителей на экскурсии по виртуальной Солянке – пространству, созданному видеохудожником Александром Плахиным и спрограммированному Алексеем Наджаровым. Послушать футуристические рассказы от голограммы-Светличного можно, надев очки и вооружившись джойстиком.

 

Сквозной темой стали музыкальные инструменты, многие из которых создавались специально для проектов: спектаклей, фестивалей или для других арт-событий. С каждым звучащим объектом связана своя история, достойная отдельного фильма. Если кто-нибудь задумает сделать документалку о композиторах, то совершенно точно не стоит снимать авторов в классических залах или интерьерах консерваторий. Фильм должен начинаться с того, как композитору Николаю Попову звонят продавцы радиорынка и сообщают, что получили несколько старых реле. Дальше, конечно же, съемка процесса покупки и пробы на звук этих объектов, а потом – в мастерскую, где медиахудожник Олег Макаров все паяет и коммутирует, достает из загашников другие свои находки, соединяет и – появляется новый музыкальный инструмент.

Так были созданы релефоны для оперы Попова про академика Сахарова «Аскет». В спектакле они стали частью декорации, а на выставке воспринимаются как абсолютно самостоятельный арт-объект. Трещащий и сухой звук «стукачей» сосуществует на Солянке рядом с инсталляцией «Рециклофония II» художников Олега Макарова и Василия Ёлшина. Она состоит из похожих механизмов, но там важную роль играет свет: то и дело загораются автомобильные фары и сигнальные маячки самолетов.

Еще одним застывшим перформансом стала работа междисциплинарной группы WALDGANG (композитор в ней – Павел Поляков). В начале выставки посетителей встречает огромный колокол. Он – ключевой элемент перформанса «МРОТ» – был отлит из 500 000 монет. Гонорара, который получили участники на создание проекта. Таким образом, деньги были конвертированы в музыкальный инструмент. На открытии выставки колокол торжественно выносили культуристы, а затем провернули виртуознейшую операцию: подвесили на цепи и спустили его между лестничными пролетами.

В произведении Ильи Вязова основными объектами стали детские игрушки. В белом, почти стерильном, пространстве по подоконникам разложены десятки погремушек, плюшевых зверюшек и прочих вещиц, к каждой из которых подключены микрофоны. Все игрушки окутаны проводами, а звуки передаются и затем транслируются через колонки.

Еще один уникальный инструмент выставки – большой барабан с соленоидами. Эти металлические устройства стали важнейшим элементом инсталляции Алексея Сысоева «Агон. Избранные тексты». Способ взаимодействия с ними придумал Олег Макаров: они, как жучки, цокают и ползают по барабану. Произведение исполнялось в нескольких концертах, но в таком варианте соленоиды уходят на второй план, потому что их сложно разглядеть на полутемной сцене. На выставке гораздо интереснее, ведь к ним можно подойти совсем близко.

Посетителям на выставке можно быть наблюдателями: сидеть на диванчиках и смотреть видео Александра Петтая «Медитация над серым», долго вглядываться в изменения годичных колец на «Медиапне» Евгения Афонина, следить за тем, как взаимодействуют между собой два динамических прибора в произведении Наджарова «С названием», или изучать абстрактную картину Давида Ру.

Можно стать и активным участником: в работах, спрограммированных композитором Эльдаром Садыковым, визуальный и аудиальный ряды каждый желающий может адаптировать под себя. В «Электронных этюдах» – управлять сразу тремя экранами, а в «Аттракторе» (сделан совместно Егором Савельяновым и Даниилом Савельяновым) – изменять звучания, а также яркость и оттенки цветов в биоинформационном аквариуме. В инсталляции Попова и Наджарова – оставлять отзывы о выставке или любые другие комментарии: набирать сообщения на обычной компьютерной клавиатуре, синхронизированной с пианино-дисклавиром, где буквы преобразуются в звуки, а тексты – в мини-пьесы.

Выставку дополняют концерты. В них можно услышать электроакустические и мультимедийные произведения, а в ноябре – импровизационную экспериментальную электронику в исполнении ELACtrio.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.