Легенда еще живет События

Легенда еще живет

В зале «Стравинский» театра «Геликон-опера» состоялся гала-концерт, завершивший Пятый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». По традиции в заключительный день организаторы смотра вручили премию «Легенда»

«Видеть музыку» – это знаменитая двойная цитата, принадлежащая композитору Игорю Стравинскому и хореографу Джорджу Баланчину, которые часто пересекались и в творческих делах. Однажды Стравинский сказал Баланчину: «Ваша хореография – это попытка увидеть музыку». А Баланчин довольно резко отшутился: «Скорее это ваша музыка – попытка услышать мой танец!» Ассоциация музыкальных театров России смело выбрала эту знаменитую фразу, связанную с музыкальным искусством, в качестве названия и лейтмотива уникального фестиваля «Видеть музыку», который в нынешнем году проводился уже в пятый раз при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. Этот форум даёт потрясающую возможность региональным коллективам подняться на столичный уровень, вдохнуть лоск и блеск в творческие силы артистов и почувствовать себя «звездой» на легендарных сценах.

Свой первый, пятилетний, юбилей фестиваль провёл в тяжелейших условиях замен, отмен и ограничений. Как сказал художественный руководитель фестиваля, Президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян: «Одни спектакли заменялись другими, какие-то театры закрывались на карантин, вместо них впрыгивали в последний момент другие в последний уходящий вагон поезда. В результате, мне кажется, получилась невероятная панорама странного безумного года. Тем не менее, это знак жизни». Такие итоги режиссёр подвёл на закрытии форума, важнейшей составляющей которого стала церемония вручении премии «Легенда» знаменитым отечественным деятелям мирового музыкального театра.

У премии нет денежного выражения – только стильная античная маска, увенчанная золотыми ветвями благородного лавра (автор статуэтки Хартмут Шогхоффер), а ещё вера, надежда и любовь лежат в её основе. И забота. Как отметил Георгий Исаакян, «Премия «Легенда» — это наш поклон тем, кто посвятил жизнь музыкальному театру. Наша благодарность им. Символ нашей любви и восхищения теми, у кого мы всю жизнь учимся, с кем спорим, кого боготворим. Им, художникам, чья жизнь в искусстве вдохновляет нас тянуться к звездам, мы говорим сегодня под гром аплодисментов: «Вы – Легенда».

Георгий Исаакян и Юрий Александров

В этом году обладателями награды стали народный артист СССР, солист Большого театра, Художественный руководитель Московской государственной академии хореографии Михаил Лавровский, народная артистка России, солистка Ивановского музыкального театра Ирина Ситнова, народная артистка СССР, солистка Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки Галина Борейко, народный артист России, художественный руководитель Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета Юрий Кочнев.

На сцену «Геликон-оперы» вышел только Юрий Александров, приехавший специально в Москву; из-за ограничений другие лауреаты не смогли этого сделать, но выходили на связь с «Геликон-оперой» виртуально или заранее присылали видео-ролики, которые показывались залу.

Юрий Александров: Наш театр – это школа. Вокальная, актерская, человеческая

На всех прошлых фестивалях каждый гала-концерт выстраивался драматургически не только как красивая череда блестящих номеров, но имея определённые смысловые или сюжетные связи, а потому смотрелся увлекательно и с интересом. На этот раз музыкальные фрагменты были подчинены господствующей нынче в нашей жизни теме коронавируса и пандемии. В близкой стилистике старинной оперы мелодекламации солисты оперной труппы Театра имени Наталии Сац озвучивали фрагменты дневников и мемуаров Монтеверди, И.С.Баха, Чайковского, Прокофьева. Подобно речитативам в ранних операх, эти эпизоды предваряли оперно-симфонические номера, в которых звучала музыка, разумеется, авторов воспоминаний об эпидемиях прошлого, а затем уже следовали моменты вручения премии «Легенда». И такое обращение к теме массовых ограничений в связи с заболеваниями оказалось и забавным, и наполненным очень глубокими и разными смыслами. Автору монологов композиторов, известному знатоку оперы, писателю и критику Алексею Парину, совместно с режиссёрами вечера Георгием Исаакяном и Ростиславом Протасовым удалось исчерпывающе показать, что ничто не ново в нашем мире: и пятьсот, и двести, и сто лет назад люди (в том числе перечисленные выше знаменитые композиторы) боялись эпидемий. Кто-то из-за отсрочки долгожданного гонорара, кто-то, воспринимая это как передышку и лишнюю возможность «заделать потомство», кто-то – с фатальной неизбежностью, а кто-то – маниакально соблюдая все меры предосторожности. Именно в такой последовательности Клаудио Монтеверди, Иоганн Себастьян Бах, Петр Ильич Чайковский и Сергей Сергеевич Прокофьев изложили в своих мемуарах все те крайности, опасения и тревоги, которые сегодня коснулись всех нас. Так что, в итоге Пятый фестиваль позволил не только увидеть музыку, но и услышать эпидемию.

Блестящая идея гала-концерта подарила зрителям минуты радости и смеха, хорошего настроения и возможности посмотреть на все происходящее со стороны. Как иногда полезно и поучительно оглянуться в прошлое, прочитать книгу, услышать классическую музыку: понимаешь, что все новое – хорошо забытое старое.

В концертных номерах приняли участие солисты, хор и оркестр театра «Геликон-опера» под руководством Евгения Бражника и Сергея Михеева, хор и солисты детского музыкального театра им. Наталии Сац, Башкирского театра оперы и балета, театра оперы и балета Республики Коми, Хабаровского краевого музыкального театра, Омского государственного музыкального театра, Волгоградского государственного театра «Царицынская опера».

Фестиваль завершился, опустил свой занавес. Но еще завершается постфестивальной программой, созданной взамен отменившимся из-за пандемии спектаклям. И это – потрясающая набранная скорость всероссийского поезда, который не остановить даже ограничениям. До встречи на Шестом фестивале «Видеть музыку»!

Как звучит «Криптотишина»? События

Как звучит «Криптотишина»?

Stella Art Foundation представил новую выставку композитора Дмитрия Курляндского

Цинандали: уму и сердцу События

Цинандали: уму и сердцу

В Грузии состоялся III Фестиваль классической музыки Цинандали

Любитель крайностей События

Любитель крайностей

Музыка Эльмира Низамова прозвучала в цикле «Я – композитор!»

Высокие технологии Востока События

Высокие технологии Востока

Ростовский государственный музыкальный театр завершил гастроли на сцене Большого театра оперой Джакомо Пуччини «Турандот»