Лекции по легкой непоследовательности События

Лекции по легкой непоследовательности

В Переделкине состоялась презентация цифрового альбома «Лекции по русской литературе», выпущенного «фирмой Мелодия»

Летом прошлого года в легендарном городке писателей поселились четверо композиторов – победители проекта «Лекции по русской литературе». Конкурс заключался в соревновании идей будущих сочинений, так что на момент пребывания участников в Переделкине их пьесы, посвященные местным литераторам и вдохновленные их текстами, находились в стадии зарождения. В Доме творчества, в этом «пионерском лагере для творческих и научных работников», как выразилась одна из резиденток, композиторы жили неделю: общались друг с другом, с писателями и переводчиками, исследовали культурный и природный ландшафт поселка и писали музыку. Спустя год фирма «Мелодия» совместно с Союзом композиторов России выпустила цифровое издание с сочинениями Алины Мухаметрахимовой, Венедикта Пеунова, Ольги Раевой и Варвары Чураковой. Презентация альбома прошла на днях там же, рядом с Домом творчества, в новом ресторане «Библиотека».

Название проекта отсылает к одноименным набоковским лекциям. Вообще, Набоков музыку недолюбливал и считал ее «более примитивным, более животным видом искусства, чем литература и живопись». Вот что вспоминал сын писателя, переводчик и оперный певец Дмитрий Набоков: «Отец говорил, что больше всего ненавидит в жизни агрессию, жестокость, глупость, грязь и бессмысленный музыкальный фон». Но были и редкие исключения, например, «Борис» и «Кармен». В этих операх, по мнению Набокова, либреттисты и композиторы выражали уважение к автору. Можно сказать, что, взявшись за литературные тексты, участники проекта использовали «последний шанс», данный Набоковым музыке.

Начиная с названия, в «Лекциях» есть легкая непоследовательность, которая, впрочем, им только идет. Нет ничего унылее, чем лобовое столкновение слова и музыки, когда одно последовательно иллюстрирует другое, а все вместе складывается в предсказуемую историю. Попробуй поживи неделю рядом с дачами Пастернака, Чуковского и Заболоцкого, а еще рука об руку с ныне пишущими авторами и не устрой после такого литературно-музыкальную композицию. Но «Лекции» не про это. Например, в пьесе  Венедикта Пеунова, вдохновленной «Мойдодыром» Корнея Чуковского, только трехкратное «Чист» и гремящие раковины, оказавшиеся под рукой у композитора во время пребывания в Доме творчества, выдают литературный источник. В основе пьесы Алины Мухаметрахимовой «Шесть слов» цитата из романа «Два капитана» Вениамина Каверина – слова «кура, седло, ящик, вьюга, пьют, Абрам», которым доктор Иван Иванович научил главного героя романа немого мальчика Саню Григорьева. В полностью инструментальном сочинении Ольги Раевой Le voilier («Лодка») скрипка, виолончель и фортепиано словно высвечивают тенденцию поэзии к невербальности так, что звукопись Валентина Катаева превращается в звуковую картину. «Расплеснутое время» Варвары Чураковой, посвященное дню ареста писателя Бориса Пильняка в Переделкине, в целом тоже ориентируется на законы музыки, заложенные в прозе автора.

Записал все это ансамбль Contemporary Music Company (CMC) – коллектив, в определенном смысле снова непоследовательный: независимый, практикующий горизонтальные связи между музыкантами, когда все решения по части репертуара принимаются не последовательно «сверху», а сообща. И даже презентация диска прошла не по регламенту тяжеловесного пиара: прозвучало немного музыки в записи, выступили пара композиторов из четырех, а из музыкантов – лидер СМС виолончелист Илья Рубинштейн – и все, в общем-то, красиво сложилось. Наверное, всем нам нужны лекции по легкой непоследовательности.

Послушать, подумать, помолчать События

Послушать, подумать, помолчать

Теодор Курентзис исполнил в «Зарядье» поздние сочинения Шостаковича

Ты не пугайся: остров полон звуков События

Ты не пугайся: остров полон звуков

В Московском музее современного искусства проходит выставка саунд-художника Сергея Филатова «Я слышу тебя»

Не каприз События

Не каприз

Двадцать четыре каприса Никколо Паганини звучат в концертах очень редко. Тем интереснее было услышать их в исполнении отважной ученицы Эдуарда Грача Агаши Григорьевой

Премии для дам и кавалеров События

Премии для дам и кавалеров

На Новой сцене Большого театра состоялась церемония вручения Российской оперной премии «Casta Diva»