Ленский, спасибо, что живой События

Ленский, спасибо, что живой

«Болдинский фестиваль» открылся спектаклем «Онегин»

«Теперь сходитесь», – спел Зарецкий и наставил пистолет на Ленского. Онегин отодвинул его, в свою очередь, целясь в поэта, и внезапно резко выстрелил в Зарецкого. По залу побежал шепоток удивления, зрители стали переглядываться, обмениваться комментариями.

Это не единственное вторжение в либретто оперы: в своей постановке Сергей Новиков проявил режиссерский радикализм, предложив оригинальную версию прочтения не только оперы Чайковского, но и романа Пушкина. Поэтому и назвал постановку «Онегин».

Сергей Новиков умело соединяет традиционный подход к этой опере и новации. С одной стороны, мы видим красиво стилизованные интерьеры дома Лариной, которая, как и положено, в первой картине вместе с няней в саду варит варенье. Правда, к возрасту режиссер подходит с позиции сегодняшнего дня: мать Ольги и Татьяны – изящная, с отличной фигурой дама (Карина Хэрунц) совсем еще не преклонных лет.

Романс «Слыхали ль вы» сестры распевают в беседке, раскладывая пасьянс, и вся эта идиллическая сцена прерывается эффектной проходкой толпы через зал: крестьяне с косами поют «Болят мои скоры ноженьки» и кланяются матушке-барыне. Кажется, что нас ожидает еще одна этнографическая версия оперы, но уже в следующей картине постановщики искусно используют в сценографии возможности видеоэффектов. Александр Купалян изобретательно воплощает романтическую суть характера Татьяны, ее мечтательность и взволнованность. В сцене письма использован кинематографический принцип мгновенных смен планов. С помощью прозрачного занавеса, видеопроекций и игры светом фигурка девушки появляется то на лестнице, то в проеме окна, где она, дыша на стекло, выводит заветные буквы «ЕО», а потом «ТО», надеясь на взаимность избранника.  В этот момент неведомая рука выводит в воздухе слова ее письма по-французски, написанные похожим на пушкинский почерком с завитушками. Даже самые ярые противники спектакля не могли не признать ювелирную изысканность и эстетичность решения этой картины.

Первый подвох зрителей ожидал дальше, когда вместо встречи Онегина и Татьяны в саду последовал сразу бал, окончившийся неожиданным арестом Ленского. Кроме оскорблений и вызова на дуэль, он плеснул вином в лицо Онегина, но попал в портрет Павла I (действие перенесено во времена правления этого императора). И вот за оскорбление Его Величества его сажают в тюрьму и выносят смертный приговор.

Татьяна пишет Онегину, следователю по этому делу, новое письмо с просьбой о помиловании. Их встреча происходит за кулисами театра в Петербурге, и вначале мы смотрим кино: там, на иллюзорной сцене, кружатся в хороводе девицы-красавицы, душеньки-подруженьки.

Свой монолог «Когда бы жизнь домашним кругом» Онегин произносит, полируя ногти, и явно демонстрирует Татьяне свое пренебрежение. Как выясняется, не потому, что он такой некультурный хам: ему предстоит выполнить миссию – спасти Ленского и потом удалиться в изгнание. Поэтому он рвет все дружеские и нежные связи, в том числе и с Татьяной. Детективная интрига получает развязку в сцене в Петропавловской крепости: Онегин, убив Зарецкого, увозит поэта за границу. А спустя время, когда на престол вступает Александр I, друзья возвращаются, и мы видим, как на петербургском балу Ленский с Ольгой отплясывают мазурку и вальс. И для финала режиссер припас сюрприз, которого не ожидали: входит Гремин, муж Татьяны, и жестом приказывает Онегину вернуть письма супруги. Вот уж действительно – «позор и жалкий жребий…»

Главные действующие лица очень молоды, и постановщикам удалось собрать в составе второго показа солистов, которые оказались практически ровесниками своих персонажей. Героем дня стал двадцатилетний Роман Мамалимов: это его дебют в театре и первая полноценная работа с оркестром. Этот Ленский подкупает искренностью, той пламенностью, о которой писал Пушкин. После хитовой арии Роману устроили продолжительную овацию, и он даже не сдержался, стал смущенно улыбаться, еще больше расположив к себе непосредственностью реакции. Семен Антаков, солист Михайловского театра, и Мария Калинина, артистка Нижегородской оперы, жили на сцене в образах Онегина и Татьяны – молодые, порывистые, с прекрасными свежими голосами. Все трое – открытие этого спектакля. Свои краски внес в спектакль «взрослый» состав, в котором пели уже матерые артисты: Константин Сучков (Онегин), Екатерина Ясинская (Татьяна), Сергей Кузьмин (Ленский), Наталия Ляскова (Ольга).

Неизменный Гарри Агаджанян – импозантный Гремин – браво звенел шпорами: он  умело скрывал определенные вокальные проблемы  и брал музыкальностью и артистической харизмой. Хороша была няня Филиппьевна – Татьяна Гарькушова.

Всю музыкальную часть «вынес» на себе дирижер-постановщик Дмитрий Синьковский и оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра. Доминантная роль дирижера ощущалась также в подробной проработке музыкальных деталей и у солистов, и у хора. Маленькая оркестровая яма вынуждала искать экстраординарных решений: ударник играл из ложи у сцены, напротив в ложе располагались медные духовые. Иногда, когда страсти зашкаливали (как, скажем, в последнем дуэте Онегина и Татьяны), оркестр слегка перекрывал солистов, но в целом баланс был соблюден. Чтобы дать оркестру позвучать в полную силу, режиссер специально не стал придумывать мизансцены на вступлении и на полонезе в Шестой картине, чтобы ничто не отвлекало зрителей от музыки Чайковского.

Новиков придумал для петербургского бала и другой необычный ход: внезапные затемнения как будто переносят нас в потусторонний мир – в мир сна Татьяны, о чем намекают проступающие на черных юбках танцовщиц (костюмы Марии Высотской) изображения черепов, паутины, морды медведя и другой чертовщины.

В общем, спектакль дал серьезную пищу для дискуссий, и скажем откровенно: не все сюжетные ходы были понятны с ходу, хотя постановщики позаботились о публике и выпустили два подробных буклета с комментариями, новым синопсисом, музыковедческой статьей Ады Айнбиндер. В рамках премьеры состоялась и «Школа музыкальной журналистики», организованная театром при содействии Союза композиторов России и Минкультуры РФ. На встрече с молодежью Сергей Новиков сформулировал свою позицию так: «Спектакль оставляет вопросы – и это нормально: зрители будут его обсуждать, кто-то захочет посмотреть второй раз, чтобы увидеть ускользнувшие детали. Уже  работает сарафанное радио – на последние спектакли премьерного блока билетов нет».

Режиссерский театр на фоне руин События

Режиссерский театр на фоне руин

«Дон Жуан» Василия Бархатова и «Травиата» Славы Даубнеровой на летнем фестивале Римской оперы

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества