Еще один альбом, выпущенный «русским за границей», но на этот раз сугубо джазовый. Таких историй в последние несколько десятков лет было немало, но на сей раз дополнительный интерес ей придает династическое начало. Дело в том, что живущий сейчас в Нью-Йорке молодой российский гитарист Леонид Морозов не просто родом из Курска: он сын и племянник весьма значительных российских джазменов – пианиста Леонида и саксофониста Николая Винцкевичей. Леонид-младший имеет давнюю джазовую практику: он выступает на большой сцене с пятнадцати лет (кстати, именно как Леонид-Джуниор), в том числе и в составах с участием знаменитого деда, что особенно важно, – в рамках возглавляемого Леонидом-старшим легендарного фестиваля «Джазовая провинция». В Москве он закончил Губернский колледж искусств, а затем отправился на родину джаза, где учился в консерватории Пёрчейз-колледжа Университета штата Нью-Йорк.
Именно отсюда и стоит вести отсчет истории дебютного альбома гитариста Морозова, поскольку все участники записи имеют к учебному заведению самое прямое отношение. Певица Самара Джой (лауреат конкурса имени Сары Воэн в 2019 году) и барабанщик Кит Болла – соученики Леонида, а знаменитый трубач Джон Фаддис, участвующий в трех треках, – преподаватель в консерватории. Что до басиста Ари Роланда, музыканта не менее заслуженного, то Кит Болла – барабанщик его ансамбля.
Уже обложка альбома, вышедшего в феврале в Великобритании, дает понять, что именно услышит слушатель: она стилизована под джазовые пластинки 1950– 1960-х годов. Тут нет ни обмана, ни преувеличения: Морозов собрал на недлинном диске (37 минут, аккурат виниловый формат) джазовые стандарты Харри Уоррена, Честера Конна, Уилларда Роббинса, Чарли Паркера, Джерома Керна, Чарлза Томпсона и Иллинойса Джекета; стандарты не то чтобы самые расхожие, но весомые и важные. Впрочем, на новом релизе нет даже попытки мимикрии под прошлое: перед нами прочтения проверенной временем классики с позиций и опыта сегодняшнего дня. Не интерпретации, а именно прочтения – уважительные, точные и изящные; кстати, ровно те же слова можно применить и к гитарным соло Леонида Морозова. Такое ощущение, что он жертвует возможностью показать свои технические возможности в пользу создания глубокого образа самого произведения, оттого и альбом I Wish I Knew воспринимается не просто как набор треков, а как целостное произведение, в котором важно все.
И этот подход кажется верным: кажется, время постмодерна прошло, все возможные камни разбросаны, самое время их собирать, чтобы построить фундамент завтрашнего дня. Альбом потомственного джазмена Леонида Морозова вполне годится на роль одного из таких камней.