Леонид Резетдинов: <br>Пентатоника выскакивает в моей музыке самым чудесным образом Персона

Леонид Резетдинов:
Пентатоника выскакивает в моей музыке самым чудесным образом

Известный петербургский композитор, продюсер, председатель Правления Музыкального фонда Санкт-Петербурга Леонид Резетдинов (ЛР) в дни своего 60-летия рассказал о своих планах, грядущих премьерах и творческих замыслах Лилии Исхаковой (ЛИ).

ЛИ Вы – автор огромного количества сочинений, разнообразных и по жанрам, и по стилям. Какое из них вам наиболее дорого, и вы можете с уверенностью сказать, что именно оно отражает на сегодняшний день ваши главные мысли и чувства?

ЛР Только что прозвучало одно из моих последних сочинений, стратегически важное для меня –  Пятая симфония, которая называется «Игры Богов». Ее премьера состоялась на фестивале «Петербургская музыкальная весна» 25 мая в Государственной Академической Капелле Санкт-Петербурга в исполнении Государственного Академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова.

ЛИ «Игры Богов», название довольно интересное… Расскажите о концепции, чем вы вдохновлялись?

ЛР Это не программное пятичастное сочинение, написанное под влиянием научно-фантастических произведений Станислава Лема, Захария Ситчина и Мориса Котрелла… Интересно, что тема космического мироздания присутствует во всех моих симфониях: в первой, во второй – «Симфония планет», в третьей – «Матрица», в четвертой – «Босх. Сады земных наслаждений», и вот теперь в пятой – «Игры Богов».

ЛИ Кроме пятой симфонии, наверное, есть еще задумки к вашему юбилею?

ЛР Из больших планов в разработке и подготовке к постановкам находятся балеты – «Андрей Рублёв» по киносценарию Андрея Тарковского и Андрона Кончаловского, «Сады земных наслаждений» по одноименному триптиху Иеронима Босха, а также опера «Ассоль. Алые паруса» по повести-феерии Александра Грина. Хотелось бы надеяться, что эти произведения найдут своих заинтересованных постановщиков и слушателей.

ЛИ Недавно состоялась премьера вашей оперы «Свинопас или сто принцессиных поцелуев». Это детская опера? Насколько должны соответствовать нынешним реалиям сочинения для детей?

ЛР Это была долгожданная премьера. Оперу поставил известный режиссер Мурат Калов, совместно с художественным руководителем и главным дирижером Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодёжи Михаилом Голиковым, с которым мы давно дружим. Это было замечательно, красиво и грандиозно, все было продумано до мелочей – декорации, танцы, костюмы, грим…

У меня довольно много детской музыки. Еще в 1990-х годах детский хор Телевидения и Радио Санкт-Петербурга исполнял и записывал такие циклы, как «Веселые глазки» на стихи Саши Черного, «На Воскресение Спаса Нерукотворного» на стихи Василия Тредиаковского, они до сих пор исполняются, то есть это и сейчас интересно детям. А недавно хор Ларисы Яруцкой «Перезвоны» исполнил премьеру сюиты «А вы знаете?» на стихи Даниила Хармса. И я надеюсь, что также будет исполнена «Путаница» на стихи Корнея Чуковского. Детишки все это очень заинтересованно поют. Я к детской музыке отношусь серьезно и считаю, что нельзя опускать профессиональную планку, а наоборот, нужно ее поднимать, чтобы детям было интересно. Обычно я стараюсь использовать в детской хоровой партитуре какие-то необычные приемы. Вот, скажем, в «Путанице» детишки мяукают, гавкают, квакают, подражая персонажам сказки, им это интересно и весело… Для меня это также необходимо, интересно и увлекательно.

ЛИ А вдохновляетесь ли вы еще какими-то художниками? Есть ли у вас сочинения, помимо этого балета, вдохновленные произведениями искусства?

ЛР Конечно. К примеру, у Василия Кандинского есть серия гравюр «Маленькие миры», под впечатлением от которого я написал одноименный цикл для брасс-квинтета, из него в дальнейшем сделал Камерную симфонию, которая также называется «Маленькие миры». Недавно были написаны «Два этюда» по картинам Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна». Это сочинение исполнялось в Москве на фестивале «Пять вечеров». А на петербургском фестивале «Звуковые пути» в 2019 году прозвучало гротеск – сюита «Капричос» по серии офортов Франсиско Гойи для инструментального ансамбля и детского голоса на испанские народные слова. Кстати, дирижировал известный московский дирижер Федор Леднев. А вообще я очень трепетно отношусь к музыке моих коллег, тех, которые ушли уже и стали классиками и тех, которые живут сейчас, поэтому у меня много музыки связанной с их сочинениями. Одна из моих премьер, которая состоялась недавно, называется «Космос Крамба» – это четыре пьесы для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, написаны они были к 90-летию Джорджа Крамба, замечательного американского композитора, исполнялась на «Звуковых путях».

ЛИ 14 февраля в Казани оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной исполнил ваше произведение «Лирическая сюита памяти Альбана Берга» на концерте, посвященном юбилею Софии Губайдулиной. Произведение, конечно, было выбрано не случайно?

ЛР Что касается «Лирической сюиты памяти Альбана Берга», она была написана давно, еще в 1990 году, ее первое исполнение состоялось в 1991 году и, не поверите, ее дирижировал Равиль Мартынов, с которым мы были очень дружны. Это знаменитый дирижер, который тоже жил одно время в Казани, потом он переехал в Санкт-Петербург. Замечательный оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением Анны Гулишамбаровой сыграл ее на фестивале в Казани. Так что этому сочинению уже больше 30 лет.

ЛИ Расскажите, как вам пришла идея написать эту сюиту? У вас особое отношение к нововенцам?

ЛР Я люблю музыку нововенцев и музыку Альбана Берга, в частности его «Лирическую сюиту» для квартета. Я в свое время подробно изучал это сочинение и, вдохновившись им, написал «Лирическую сюиту памяти  Альбана Берга» для струнного оркестра.

ЛИ Вы сами работаете в додекафонной технике?

ЛР Да, я люблю додекафонию, но у меня уже выработался, я надеюсь, свой почерк, и я предпочитаю совмещать, использовать стилистические приемы додекафонии в своем собственном стиле. Недавно я, кстати, написал «Романс о луне, луне», это мелодрама на стихи Федерико Гарсия Лорки, премьера которой должна состояться на фестивале «Звуковые пути» в ноябре этого года. Она посвящена памяти Арнольда Шёнберга.

ЛИ Как вы относитесь к национальной музыке, к той же пентатонике? Используете ее в своей работе?

ЛР Есть выдающийся современный композитор София Губайдулина, у нее тоже татарские корни… В ее музыке, в ее мысли, ее музыкальных зернах присутствует национальность – и это всегда интересно и свежо. Сам я стараюсь использовать любые стили, в том числе и пентатонику, она выскакивает иногда и в моей музыке самым чудесным образом, порой подсознательно, национальные корни у нас у всех в крови…

ЛИ Есть ли в ваших планах дальнейшее сотрудничество с оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной? Возможно, что-то написать специально для этого оркестра?

ЛР Я с большой благодарностью отношусь к дирижеру Анне Гулишамбаровой, которая руководит оркестром. Это высокопрофессиональный дирижер и очень ответственный коллектив. Они играли мои сочинения и в Казани, и в Санкт-Петербурге. Я с большим удовольствием с ними сотрудничаю. В июне этого года «Лирическую сюиту памяти Альбена Берга» вместе с другими произведениями будут записывать на фирме «Мелодия». Я, конечно, с большим удовольствием дал согласие на запись, а одно из новых сочинений, которое я недавно переслал оркестру – то сюита для фортепиано с оркестром «Три-о-танго».

Я хочу еще добавить, что был дружен с великим казанским дирижером Фуатом Мансуровым. Это был дирижер мирового значения. Он приезжал в Санкт-Петербург, давал концерты, и я счастлив, что он играл мою музыку – «Заклятие солнца» для флейты, фортепиано и оркестра. Там сложные ритмические структуры, Фуат Шакирович гениально дирижировал это все… очень жалко, что он так рано ушел.

ЛИ Вы являлись членом жюри Международного конкурса молодых композиторов имени Софии Губайдулиной в 2020 году. Какова ваша оценка молодых композиторов – участников конкурса?

ЛР Я всегда с большим интересом отношусь к молодым композиторам, к тем, которые умеют многое, и к тем, которые еще многого не умеют. Я всегда стараюсь поддерживать их творчество при вступлении в Союз композиторов. Когда ко мне обращаются за рекомендациями, я стараюсь подсказывать, что и как лучше сделать, какие показывать сочинения, а какие лучше не показывать, потому что есть специальные требования и установки при вступлении в Союз. Что касается конкурса, в котором я был членом жюри, там был неровный состав участников. Были очень профессиональные, замечательные молодые композиторы, а также были композиторы, которым надо еще учиться в профессиональном плане и набирать опыт общения с исполнителями. Я весьма положительно отношусь к молодым композиторам, и я старался ставить высокие оценки.

ЛИ Лояльный подход…

ЛР Да, лояльный подход, потому что я по себе знаю, что композиторы достигают своего профессионализма в общении с исполнителями, дирижерами, и это очень долгий процесс. Это может быть 5, 10, 15, 20 лет, всю жизнь, поэтому даже сейчас, когда я стал опытным, когда столько исполнений и фестивалей уже было, я все равно постигаю, учусь, и где-то я учусь у молодежи. И я не стесняюсь этого, мне интересно, как мыслят молодые, как мыслят другие композиторы.

ЛИ А как вы относитесь к современной электронной музыке? Как вы думаете, электронная музыка в руках хорошо образованных композиторов-профессионалов становится настоящей серьезной музыкой?

ЛР Электронную музыку я связал бы с киномузыкой. В киноиндустрии я работаю уже около 30 лет, тогда было очень сложное время, и я пошел работать в рекламу. Чтобы хоть как-то прожить композитору, а в 90-е годы было очень сложно, кто-то уходил рулить на дороге, а кто-то грузил вагоны, что только ни делали, кто-то совсем из профессии уходил. А я сделал ход конем – пошел в рекламу, а потом в кино. У меня тогда было записано около 500 рекламных роликов и около 40 кинофильмов. По поводу электронной музыки я хочу сказать, что сейчас в основном, к сожалению, в кино пишется практически только электронная музыка. Потому что не хватает бюджетов, не хватает оркестров, и наши продюсеры заказывают просто электронную музыку.

ЛИ Вы сейчас говорите об электронике, которая озвучивает оркестр?

ЛР Я говорю вообще об электронике, потому что в кино пишется не только оркестровая электроника. Возьмите Эдуарда Артемьева, у которого очень много замечательной электронной музыки. Она звучит в кино, да, но все-таки я считаю, что в кино должна звучать на 90 процентов живая музыка со смычками, с дыханием, когда звучит живой гобой, флейта, скрипка, струнные – это слушается совершенно по-другому. Это правда музыки, а электроника – не всегда правда. Хотя есть исключения – Эдуард Артемьев.

ЛИ Можете ли вы выделить свою работу в кино, которая особенно ценна для вас?

ЛР У меня довольно много и документальных фильмов, и игровых. Один из документальных фильмов – «Полярник», это фильм про человеческие отношения, про любовь, про мудрость пожилых людей. Этот фильм снял наш петербургский режиссер Николай Волков. Фильм завоевал много призов, в том числе три Гран-при в Италии. В нем звучит моя музыка, которая не была написана специально для этого фильма. Я сначала предложил режиссеру концепцию с электронной музыкой, ему не очень понравилось. Это как раз к тому, что я только что говорил по поводу киномузыки, он выбрал куски из «Симфонии Планет», моей второй симфонии, из «Заклятия солнца», и, кстати говоря, они очень хорошо там вписываются в видеоряд, и это правда – музыкальная правда. А игровые фильмы в основном записаны с электронной музыкой. Это и «Улицы разбитых фонарей», и «Путешествие в счастливую Аравию», «Таганское танго», есть еще такой фильм «Васильевский остров», там играют замечательные актеры – Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева, Ия Нинидзе, фильм снимала Студия «РК Продакшн», там хватило бюджета, и я с великим удовольствием записал живую оркестровую музыку.

ЛИ Что, по вашему мнению, означает быть современным композитором? Следовать новым техникам, тенденциям? Или необязательно, можно писать традиционную музыку и в то же время оставаться современным?

ЛР Конечно, время диктует свои эмоции, свое отношение, время сейчас другое. 20-30 лет назад писали по-другому, думали по-другому и жили по-другому. Сейчас время ускорилось, и изменилась структура сознания композитора, я по себе это понимаю и знаю. Структура и темп подачи композиторской мысли, и ее восприятие слушателем. Вот так я бы сказал. Это все происходит в другом темпе. Как композитор вы меня должны понять.

Я написал несколько сочинений для американской студии звукозаписи Naxos, выполняя заказы этой студии по созданию оркестровых версий сочинений современных композиторов. Это «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова, которую исполняли такие великие певцы, как Елена Образцова и Дмитрий Хворостовский, но оркестровки не было. Так же были оркестрованы и записаны «Испанские песни» Дмитрия Шостаковича, цикл «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина, «Три песни на стихи Марины Цветаевой» Бориса Тищенко. Что касается современного мышления композитора, я надеюсь, что не испортил эту музыку, а наоборот внес какие-то новые звучания и современную мысль в эту гениальную музыку, ставшую уже классикой.

Дмитрий Матвиенко: <br>Нужно бороться за свое место под солнцем Персона

Дмитрий Матвиенко:
Нужно бороться за свое место под солнцем

Белорусский музыкант Дмитрий Матвиенко много работает в России, поэтому его победа на международном конкурсе для молодых дирижеров имени Николая Малько в Копенгагене многими была расценена как достижение отечественного исполнительского искусства – и в этом есть доля правды. Об участии в конкурсе и о профессиональных перспективах Дмитрий Матвиенко (ДМ) рассказал Юлии Чечиковой (ЮЧ).

Дэвид Олден: <br>Музыка Генделя – как джаз Персона

Дэвид Олден:
Музыка Генделя – как джаз

Мамонов, вечно живой Персона

Мамонов, вечно живой

15 июля не стало Петра Мамонова

Дмитрий Пантюшин: <br>Любой из нас может быть пешеходом Персона

Дмитрий Пантюшин:
Любой из нас может быть пешеходом