Лес Пол и Мэри Форд <br> В погоне за тенью <br> Мелодия, 1987 Релизы

Лес Пол и Мэри Форд
В погоне за тенью
Мелодия, 1987

Лес Пол (настоящее имя — Лестер Уильям Полсфусс) — фигура в шоу-бизнесе выдающаяся, если не сказать уникальная. Гитарист-­виртуоз и инженер-­изобретатель, аранжировщик и звукорежиссер, он во многом опередил свое время. В 1941 году двадцатипятилетний Лес, чье Les Paul Trio уже получило известность далеко за пределами США, сконструировал первую монолитную электрогитару, став, таким образом, крестным отцом для целого поколения рокеров-­шестидесятников. На инструментах Gibson Les Paul играли (а некоторые продолжают играть) Джими Хендрикс, Джимми Пейдж, Эрик Клэптон, Джефф Бек, Мик Бокс, Эдди Ван Хален и сотни других монстров рока. «Без Леса Пола многие из нас сидели бы в тюрьмах или чистили туалеты,— откровенничал Кит Ричардс.— Он проложил нам путь, по которому мы до сих пор идем».

В 1949‑м Бинг Кросби подарил Лесу один из первых магнитофонов фирмы Ampex. Взглянув на аппарат, тот моментально смекнул, что с эдакой штуковиной можно перевернуть музыкальный мир. «Нашел!» — закричал Лес, подобно Архимеду. «Что нашел?» — испугалась Колин, его супруга, выбегая из кухни. А он уже набрасывал в блокноте схему мультитрекинга…

Наложение звука на звук, фазовый сдвиг, реверберация, медленная прокрутка магнитофонной ленты для достижения эффекта искрометного соло (напоминающего рассыпающееся по танцполу бриллиантовое колье), а также множество других приемов, без которых сегодня не обходится ни один музыкальный продюсер,— все эти изобретения принадлежат Лесу Полу. Более того, он задействовал звуковые искажения, неизбежно возникающие при записи: вместо того, чтобы удалять «мусор», Лес вплетал его в инструментальную ткань (когда б вы знали, из какого сора!). И это — задолго до экспериментов Джорджа Мартина и Алана Парсонса.

Классическим примером студийных инноваций Леса Пола и Мэри Форд (это сценическое имя Лес выбрал для жены; она обладала теплым шелковистым голосом и, кстати, отлично играла на электрогитаре) является фокстрот How High the Moon, впервые записанный Хелен Форрест в сопровождении оркестра Бенни Гудмена в 1940‑м. Лес и Мэри записали эту вещицу у себя дома в 1951‑м. Он исполнил ритм-секцию и дюжину гитарных партий, она — столько же вокальных. При этом Мэри пела в разных комнатах, в коридоре, в подвале, в гараже… чтобы придать каждому треку свое звучание. Результат превзошел все ожидания: двухминутный кавер на «Луну», создающий иллюзию ансамбля электроинструментов, аккомпанирующего женской вокальной группе, завис в чартах Billboard на двадцать пять недель, причем девять из них провел на высшей позиции.

How High the Moon открывает коллекцию американских поп-стандартов, аранжированных Лесом Полом и Мэри Форд в 1950‑х — начале 1960‑х годов и представленных фирмой «Мелодия» в 1987‑м на пластинке «В погоне за тенью» (по названию одноименного трека — Chasing Shadows). Составитель Глеб Скороходов попал в десятку, отобрав самое-­самое из обширного наследия дуэта. Примечательно, что эти восемнадцать шлягеров стали классикой еще до того, как к ним приложили руку Лес и Мэри,— стараниями звезд такой величины, как Элла и Каунт, Дюк и Луи, Фрэнки и Джанго, а также ныне слегка подзабытых пионеров джаза Бадди Болдена, Бикса Байдербека, Фердинанда «Джелли Ролл» Мортона и Банка Джонсона. Однако львиная доля этих шедевров — Whispering, The World Is Waiting for the Sunrise, It’s Been a Long, Long Time, Just One of Those Things, Tennessee Waltz, Vaya con Dios, те же How High the Moon и Chasing Shadows — сегодня на слуху именно в интерпретации Леса Пола и Мэри Форд.

Оглушительная слава супружеской четы оборвалась так же внезапно, как началась: в 1964‑м, выпустив больше хитов, попавших в топ‑10, чем Фрэнк Синатра, Бинг Кросби и сестры Эндрюс вместе взятые, Лес и Мэри развелись. Она пробовала выступать сольно, но это не прибавило ей популярности. Мэри Форд скончалась от осложнений, вызванных злоупотреблением алкоголем, в 1977‑м в возрасте 53 лет. Примерно тогда же Лес записал пару альбомов с Четом Аткинсом — и на годы пропал из виду. Публика о нем забыла. И только истинные адепты рока, успевшие полысеть и обрасти пузцом, свято чтили память «отца электрогитары», «человека, который изменил музыку».

В 2005‑м его девяностолетие ознаменовалось выходом гиганта American Made World Played, на котором юбиляр как ни в чем не бывало записал шестнадцать хитов с небольшой помощью своих друзей, годящихся ему в сыновья, внуки и правнуки. Бадди Гай, Стинг, Эрик Клэптон, Кит Ричардс, Джефф Бек, Джо Перри, Стив Миллер, Билли Гиббонс, Бет Харт, Кенни Уэйн Шепард — это только начало списка. Отметилась на альбоме и наша Алсу, исполнив How High the Moon в стиле рэп.

Альбом удостоился двух «Грэмми», однако слезу он не вышибает. Чтобы почувствовать ностальгию по старым добрым временам, по той краткой эпохе, когда мир действительно жил в ожидании рассвета, нужно поставить пластинку фирмы «Мелодия». На которой Лес и Мэри превращают пустячный рэгтайм в изумительный блюз. Это настоящее чудо, и оно непостижимо, как иллюзия. Как тень, которую догнать невозможно