Личный Бордерлайн События

Личный Бордерлайн

За чуть менее годичный период несколько главных артистов, чьи имена во многом стали известны благодаря знаковому для 1990–2000-х фестивалю Maxidrom, явили миру ряд сильных альбомов. «Сплин», «Мумий Тролль», Найк Борзов – уже не полновесные властители дум юной целевой аудитории, но каждая их новая работа – несомненное явление в современной русскоязычной рок-музыке. Земфира (далее – Z) со своим новым альбомом «Бордерлайн» логически завершила цепочку, доказав, что талант и энергия, сгенерированные в 1990–2000-е никуда не делись, а долгосрочный режим аудиомолчания самой известной российской рок-певицы никак не влияет на результат.

В ход пошли цифровые цифровые информационные технологии, без которых нынче никуда. Как оказалось, не избалованная отечественной новой интересной музыкой, зато вдоволь обеспеченная неограниченными «сетевыми» возможностями публика рвется в первую очередь не услышать и трезво оценить эту музыку, а высказать свое мнение, которое, как ей, публике, кажется единственным, имеющим право на существование, вне зависимости от уровня восприятия, музыкальной эрудиции, да и просто воспитания.

На мой взгляд, с момента выхода в 2020 году второй пластинки «Прости меня, моя любовь» (2000), начисто лишенной пресловутого симптома «второго альбома», ничего более целостного, продуманного и в должной мере сконцентрированного Z не выпускала.

Несомненно, что на каждом из выходивших за двадцать лет альбомов хватает отличных песен и каждый их них – уверенное доказательство творческой эволюции Z. Тем не менее столь мощного единого бойцовского хука по вяло ворочающемуся пространству поп-рок индустрии Z все это время точно не наносила.

«Бордерлайн» – альбом вполне себе массовый и понятный. В нем нет закрученных сложных текстов и страстного любования изысканными и продвинутыми музыкальными технологиями, явно идущими в ущерб мелодической составляющей – той, к которой массовая публика Z ранее явно была не готова. Поэтому реакция на этот альбом – отличная лакмусовая бумажка, демонстрирующая не столько уровень вкуса (здесь это абсолютно индивидуально), сколько уровень сознания, развития и даже воспитания слушателя.

Z, сама того не желая, своим «Бордерлайном» невольно предложила задуматься практически над тем же, над чем бессмысленно и настойчиво пытались заставить это сделать «творческих работников» курирующие культуру идеологические органы.

О новом альбоме в страстном порыве «хайпануть» – быть первым, кто высказался в адрес отличной пластинки – выстроилась хаотичная очередь из сетевых критиков, не слишком успешных музыкантов, троллей-­блоггеров, недовольных чужим успехом продюсеров и организаторов. Подоспели и представители СМИ, давно уже отвыкшие рассматривать музыку в отрыве от создаваемых артистов инфоповодов. Перечисление этих категорий граждан не случайно. Трудно поверить, что при всей свой замкнутости и недоступности Z, как автору столь нервных песен, совсем уже безразличны негативные «сетевые» потоки, несмотря на то, что путь их неизменно заканчивается сливной решеткой, но остается надеяться, что Z знакома фраза Коко Шанель: «Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».

Итак, первая основная причина неприятия альбома – зависть: а вот мне бы такое оборудование, продакшн, деньги (в конечной степени – талант и упорство), то я бы такого вам поназаписывал. И вторая –возможность выплеска в сеть негатива, заключающегося в полоскании публичного имени. Не так давно появившиеся замечательные альбомы «независимых» певиц Ольги Арефьевой, Юлии Теуниковой, Рады Анчевской для таких целей совсем не годятся: певицы эти, увы, не так широко известны.

«Бордерлайн» – альбом, который надо слушать. И если для дебютной работы Z вполне хватало плеера, порой даже и кассетного, то сейчас этот номер уже не пройдет. «Бордерлайн» – музыкантская работа, требующая внимательного восприятия. Именно на высокий уровень внимания и погружения (пускай в меньшей степени, нежели на личное удовольствие от процесса создания альбома) Z, возможно, рассчитывает.

Сознательно или нет, но Z добилась очень важного: для того, чтобы в полной мере ощутить послание «Бордерлайна», нужно вой­ти в его мир и желательно с проводниками. Ими и становятся наушники, позволяющие звуковым нюансам донести то, что не передать словами. Здесь (во всяком случае, при первом знакомстве) не подойдут никакие мини-колоночки и слабые автомобильные аудиосистемы. Свои новые записи музыканты, как правило, предлагают послушать в студии или в «ушах», что практически стопроцентно дает эффект того погружения, который испытывает автор. Это именно тот случай.

«Очень мрачно» – чаще всего встречающееся негативное высказывание в адрес «Бордерлан». Интересно, неужели Z ­когда-то славилась задорными поп-хитами, а спустя восемь лет ­кто-то всерьез полагал, что она вернется и выдаст нечто среднее между «актуальными» бузовыми и моргенштернами?

Можно долго анализировать песни с «Бордерайна»: оценивать их в контексте современной мировой музыкальной картины, проводить параллели с предыдущими работами Z, в очередной раз язвительно найти обращения к творчеству Radiohead, а потом выделить ­какие-то хиты… Вот, только надо ли? Для этого есть песни и отличные музыканты, которые смогли донести их до слушателя. Этого вполне достаточно.

Нервный, мелодичный, умный, самодостаточный, «Бордерлайн» вполне в состоянии сам за себя постоять – и выстоять. Наверное, впервые за много лет альбом яркого артиста всколыхнул не только творческие, но и человеческие страсти.

Сама Z, кроме текстовых комментариев к альбому, ни СМИ, ни публике, ни кому бы то ни было объяснять про свой личный «Бордерлайн» ничего не стала. Для этого есть песни и отличные музыканты, которые смогли эти песни донести до слушателя, чего вполне хватает.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»