Тенор Липарит Аветисян дебютировал в Мариинском театре в одной из своих самых востребованных партий – Альфреда в «Травиате» Верди в постановке Клаудии Шолти, где его Виолеттой выступила Анна Денисова. Совсем скоро его ждет мировой дебют в партии Фауста в Театре Колон в Буэнос-Айресе. Липарит (ЛА) рассказал Владимиру Дудину (ВД) о том, как живется современному тенору.
ВД Сегодня ваше имя все чаще встречается в премьерных составах высшей лиги в лидирующих оперных театрах мира. Как живется в европейской теноровой семье?
ЛА Моей бурной европейской карьере уже больше семи лет. Европейским дебютом в Кёльне была партия Фентона в «Фальстафе» Верди, где нашим потрясающим Фальстафом был Лучо Галло, и это было незабываемо, мы все здорово сдружились. Теноров сегодня много. Артуро Чакон-Круз и Чарльз Кастроново постарше меня, не говоря о Хуане Диего Флоресе, но мы все в одном репертуаре. Мы часто пересекаемся с ребятами, со всеми у меня складываются отличные, очень теплые отношения, все настроены дружески и в то же время по-деловому. Конкуренции нет, потому что все мы – абсолютно разные, индивидуальные, прекрасно знаем, что наша профессия – субъективная. Разумеется, я могу кому-то очень нравиться, кому-то нет, это нормально. Театров так много, спектаклей так много – мир открыт, и работы всем хватает.
ВД Современные теноры уже не топают ножкой, как делали их звездные предшественники в прошлом веке? Эпоха капризных теноров закончилась безвозвратно? Сегодня не до капризов?
ЛА Время другое. Нужно просто работать. Если ты выполняешь свою любимую работу, о каких капризах может идти речь? Но, конечно, когда бывает нужно, можно и топнуть, но это случается крайне редко. Я очень позитивный человек.
ВД До Метрополитен-оперы тоже успели долететь?
ЛА Там контракт, к сожалению, отменился из-за ковида – «Дон Паскуале» Доницетти и «Дон Жуан» Моцарта, но партию Дона Оттавио я пел в других театрах, например, в Дрездене. После дебюта в Кёльне была «Богема» во Франкфурте в 2016 году, после которой сразу возник Ковент-Гарден. Я настолько понравился кастинг-директору Питеру Катона в Ковент-Гардене, что он очень деликатно спросил моего агента, не обижусь ли я, если мне предложат четыре кавера и один спектакль. Мне в тот момент было двадцать шесть лет, и я с удовольствием согласился, это была для меня огромная честь. Я спел в Ковент-Гардене один дневной спектакль – «Травиату» под управлением Даниэле Рустиони, после чего мне сразу поступило приглашение на «Любовный напиток» Доницетти, от которого отказался Роландо Вильясон. Был заявлен еще Роберто Аланья. Я не знал тогда партию Неморино и для Ковент-Гардена выучил ее за две недели. Дебют прошел великолепно. В Мюнхене и Вене отменилось три огромных контракта из-за пандемии. Много раз довелось выступать в Сиднее, в Сиэтле. Из самых последних приятных новостей было то, что год назад мы открывали сезон Ковент-Гардена «Риголетто» Верди в новой постановке Оливера Мирса под управлением Антонио Паппано. Коллеги были невероятные, я попал в самый звездный состав, какой только можно себе сегодня представить: Лизетт Оропеса, Карлос Альварес. Этот спектакль снимали, объявив заранее, что он будет транслироваться в 760 кинотеатрах по всему миру. Спектакль крутили на протяжении года. Его успех был настолько велик, что два месяца назад Ковент-Гарден выпустил DVD, на колоритной обложке которого красуемся я и Карлос Альварес. Сам Антонио Паппано говорил, что доволен этой замечательной работой, фильм получился прекрасный.
ВД С Паппано вам довелось еще когда-либо сотрудничать?
ЛА Мы записывали на Sony Classical «Отелло» с Йонасом Кауфманом и Федерикой Ломбарди. Паппано предложил, чтобы я спел Кассио, зная, что я эту партию нигде не пою. Запись проходила в Академии Санта-Чечилия. Потом у нас был гала-концерт (тоже под руководством Паппано), на котором я пел арию Ленского.
ВД Как работается с Паппано?
ЛА Это фантастика, огромное счастье. Маэстро всегда на позитиве, абсолютно простой в общении. Ты не мог себе представить, что каждый день на протяжении шести недель Тони Паппано каждый божий день приходил на репетиции. Мы счастливые люди, что имеем в нашем окружении таких гигантов. Когда встречаешься в работе с такими глыбами, как Антонио Паппано, Кирилл Петренко, Даниэль Орен или Валерий Гергиев, то понимаешь, что вроде бы так много поешь какую-то роль по миру, что в ней вроде бы уже все обкатано, сделано и раскопано до мелочей, но они находят и в музыке, и в тебе что-то новое, и ты тут же вдохновляешься и заряжаешься этим новым. С Валерием Гергиевым мы пока, к сожалению, не пересекались, но очень надеюсь, что в скором времени нас ждет совместный проект.
ВД А как творилось с Кириллом Петренко?
ЛА Кирилл – чудный человек, невероятно скромный. Я был им поражен. Ты приезжаешь в Берлинскую филармонию, прекрасно понимая, что удивить этих искушенных музыкантов в принципе невозможно, но Кирилл дал понять, что удивлен. После работы с ним в «Иоланте» (где моими партнерами были Асмик Григорян и Игорь Головатенко) я делился впечатлениями: его самый большой секрет и сила в том, что он не из тех дирижеров, которые только указывают, как сделать тут и там. Он вовлекает певца в свое поле настолько деликатно, не ущемляя и не подавляя, что тебе кажется, что ты сам дошел до этого.
ВД Хотел бы заметить, что армянских певцов сегодня много на европейской оперной сцене. Армяне – поющая нация? Когда-то в Концертном зале Мариинского театра был незабываемый гала-концерт певцов из Еревана. Невозможно было не сравнить их с итальянцами по солнцу в сочных и сильных, свободно звучавших голосах.
ЛА Слава богу, этим мы можем похвастать. В мире действительно очень много поет хороших армянских певцов, среди которых Кристина Мхитарян, Нина Минасян, Лиана Арутюнян, многие другие.
ВД Асмик Григорян не забудьте еще!
ЛА Да, конечно, потрясающая Асмик! А на упомянутом вами концерте я тоже выступал тогда, пел песенку Герцога, очень сильно волновался. Это был концерт под управлением Карена Дургаряна на фестивале «Звезды белых ночей». Я тогда впервые побывал в Санкт-Петербурге.
ВД Песни Комитаса вы включаете в свои программы?
ЛА Обязательно, я же армянин, это мой генетический код. Где я, там и Комитас. Я очень люблю его творчество, мы записывали «Литургию» Комитаса для мужского хора.
ВД В «Травиате» в Мариинском театре вы поразили свободой и щедростью, с какой дарили свой голос публике. Как эту вокальную щедрость растянуть надолго?
ЛА Это вопрос гигиены, ведь мы живем как спортсмены. Свой голос нужно любить и беречь. Любой исполнитель, прежде чем начать играть, тщательно изучает свой инструмент. Певцу надо очень бережно относиться к своему вокальному аппарату. Все карты сойдутся, если ты поймешь, с каким инструментом имеешь дело, и он будет тебе служить верой и правдой.