Лирика и драма от Хачатуряна События

Лирика и драма от Хачатуряна

В Свердловской филармонии прошел музыкальный фестиваль Арама Хачатуряна, чье 120-летие отмечается в этом году

Арам Ильич Хачатурян – одна из знаковых фигур советского музыкального ландшафта. Обладатель всевозможных наград и званий как композитор и дирижер, он пользовался заслуженным успехом не только в СССР, но и за рубежом. Его «Гаянэ» и «Спартак» – часть «золотого» фонда балетных партитур, а Скрипичный концерт по праву вошел в репертуар лучших скрипачей мира. О том, что творчество Хачатуряна не ограничивается этими шедеврами, к которым еще нужно добавить номера к спектаклю Вахтангова по драме Лермонтова «Маскарад», известно лишь отдельным специалистам, и тем ценнее стали концерты прошедшего в столице Урала фестиваля, открывшие слушателям малознакомую, а то и вовсе неизвестную у нас музыку.

Фестивальная программа в филармонии была выстроена практически по образу симфонического цикла: два мощных оркестровых концерта по краям и философски-созерцательные камерные вечера в середине плюс пролог – состоявшийся накануне гастрольный концерт в отстоящем к северу на четыреста километров от Екатеринбурга Краснотурьинске. Специально к фестивалю в фойе филармонии была организована фотовыставка, дающая возможность оценить масштаб Хачатуряна и интенсивность его жизни. На фотографиях композитор был представлен и в кругу семьи, и с великими музыкантами и общественно-политическими деятелями, включая английскую королеву.

Душой фестивальных дней на Урале стало приехавшее из Еревана Трио имени Хачатуряна. Его участники – пианистка Армине Григорян, скрипач Карэн Шахгалдян и виолончелист Карен Кочарян – во многом инициаторы фестиваля – с друзьями из России и Армении открывали сокровища камерной музыки своего великого соотечественника. Представленная ансамблем музыка в двух концертах хронологически охватила весь творческий путь своего создателя – от написанной в 1926 году студентом техникума Гнесиных Колыбельной для скрипки, виолончели и фортепиано до завершенной в 1976 Сонате-песне для альта соло, в которой удостоившийся всевозможных земных почестей мастер уже чувствует дыхание Вечности. Альтовая соната прозвучала в исполнении Максима Новикова, получившего ноты этого произведения из рук Карена Хачатуряна, племянника композитора. В этом сочинении нет захватывающего виртуозного блеска и эффектных приемов, на протяжении всей сонаты автор ведет со слушателями серьезную интеллектуальную беседу, полную намеков, аллюзий и стилизаций. Максиму Новикову удалось по-настоящему захватить внимание слушателей, погрузив их в мир трепетных романтических образов, противостоящих токкатным механистичным эпизодам. Завершение Сонаты с истаиванием на пианиссимо одинокой ноты в высочайшем для альта регистре было подобно вознесению души артиста из бренного мира.

Прозвучавшие в один вечер с этим последним сочинением Хачатуряна его сольные сонаты для скрипки, виолончели и фортепиано показали разнообразие таланта композитора, умевшего с одинаковой степенью свободы чувствовать фактуру и возможности разных инструментов. Посвященная Эмилю Гилельсу виртуозная трехчастная Фортепианная соната была написана в 1961 году и стала одним из рекомендованных сочинений на Конкурсе имени П.И.Чайковского. Блеск и размах этой музыки, равно как и ее театральная выразительность, переданная в интерпретации Армине Григорян, ничуть не потускнели и в наше время, заставив задуматься о существующей ограниченности репертуара современных пианистов, которые вполне могли бы с большим успехом обращаться к этой прекрасной музыке. В скрипичной и виолончельной сонатах, исполненных соответственно Карэном Шахгалдяном и Кареном Кочаряном, с одной стороны, были хорошо слышны мелодии и мотивы армянских народных песен, а с другой – в самом философском настрое чувствовалась перекличка с И.С.Бахом, оставившим в свое время совершенные образцы сочинений для сольных струнных инструментов. Виолончельную сонату – необычный симбиоз восточной орнаментики и западной полифонии – Хачатурян завершил в 1974 году и намеревался посвятить ее Мстиславу Ростроповичу. Однако именитый артист в этом году был вынужден покинуть Советский Союз, после чего его имя было запрещено упоминать в нашей стране еще много лет.

Еще одно виолончельное сочинение Арама Хачатуряна, посвященное Мстиславу Ростроповичу, – Концерт-рапсодия (1963) – прозвучало на торжественном открытии фестиваля. Вместе с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова на сцену филармонии вышел победитель XIV Конкурса имени П. И. Чайковского Нарек Ахназарян, органично передавший и трепетную лирику, и скерцозное драматическое начало, присутствующие в этом произведении. Уже в первой сольной каденции, следующей после громогласного оркестрового вступления, Нарек искусно показал, как из простых интонаций (почти баховское восклицание в самом начале) складывается патетический, почти шостаковичевский монолог, подобный речи сказителя, повествующего о драматических событиях. Медленные распевные темы чередовались с виртуозными эпизодами, среди которых самым искрометным стал финальный раздел: в нем солист продемонстрировал свою невероятную технику, а оркестр – огненный темперамент, присущий музыке Хачатуряна. На бис Нарек Ахназарян сыграл мелодию известной армянской песни «Абрикосовое дерево», ставшей изящной виньеткой после драматического полотна.

Темпераментом и силой была отмечена интерпретация Второй симфонии Хачатуряна. Созданная во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, симфония была задумана во время эвакуации в Свердловске, ее появление накануне юбилея автора в стенах филармонии имело особое значение. Стоящая в одном ряду с «военными» симфониями Шостаковича и Прокофьева, не уступая им по накалу драматизма, Вторая Хачатуряна, к сожалению, сегодня нечасто звучит на концертной эстраде. Дмитрий Филатов представил цельную и очень убедительную трактовку этой монументальной партитуры, показав весь спектр оркестровых звучностей от ослепительного тутти (впечатляющие кульминации в третьей части и в финале) до выразительных соло отдельных инструментов (сумрачный бас-кларнет и печальное соло английского рожка в первой части, фортепианные пассажи во второй). Медленная третья часть, по замыслу композитора, передающая «трагические картины немецких зверств», была выстроена как суровое шествие – сначала постепенно приближающееся, с мощной кульминацией в духе  «Болеро» Равеля, а затем уходящее вдаль (в конце части слышны только удары литавр и арфовые вздохи). Наделенный незаурядным даром театрального композитора, Хачатурян в этой музыке создал настоящую пространственную полифонию пластов, точно переданную дирижером, продумавшим и выстроившим весьма непростую драматургию. Перфектное звучание Уральского филармонического оркестра, ничуть не уступающего московским и петербургским коллективам (а где-то даже превосходящего!), завораживало и своей интонационной чистотой, и тембровыми красками, и огромным динамическим диапазоном.

Заключительный концерт фестиваля, прошедший также под управлением Дмитрия Филатова, вставшего за пульт Уральского молодежного симфонического оркестра, включал самые любимые и известные сочинения Хачатуряна. Желающих услышать Скрипичный концерт (солист – Карэн Шахгалдян) и фрагменты из балетов «Гаянэ» и «Спартак» оказалось больше, чем количество мест в филармонии, остро нуждающейся в новом просторном зале. Это стало еще одним свидетельством того, что Арам Хачатурян остается востребованным и в наше время, и его музыка способна пробуждать настоящие живые эмоции у разных поколений.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой