LISZT. RACHMANINOFF <br> DIES IRAE <br> DMITRY MASLEEV <br> SVETLANOV SYMPHONY ORCHESTRA <br> APARTÈ Релизы

LISZT. RACHMANINOFF
DIES IRAE
DMITRY MASLEEV
SVETLANOV SYMPHONY ORCHESTRA
APARTÈ

Вышедший на французском лейбле Aparté релиз имел все шансы никогда не появиться на свет: непосредственно перед началом сессии звукозаписи в студии «Мосфильма» оркестр и солист по неведомым широкой публике причинам остались без дирижера. Дмитрий Маслеев планировал отменить запись, но все же, встретив искреннюю поддержку со стороны многих «светлановцев», рискнул и взял на себя управление оркестром «от рояля». Подобное сочетание двух ролей является привычной практикой для классицистских фортепианных концертов Моцарта или Бетховена, но исполнение таким образом «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова – шаг весьма дерзкий, хотя в данном случае дерзость и была результатом безвыходной ситуации. В этом смысле смелости пианиста остается только позавидовать, и сам по себе успешный выход диска в таких условиях – уже событие. С другой стороны, для исполнительского искусства на практике более важен результат, нежели перипетии его достижения, и с этой точки зрения релиз дает некоторую пищу для размышления.

Для данного альбома Дмитрий Маслеев выбрал сочинения двух самых важных для себя композиторов – Листа («Пляска смерти») и Рахманинова («Рапсодия на тему Паганини»), – объединенные темой секвенции Dies Irae, ставшей в музыкальном искусстве одним из наиболее распространенных символов смерти. Главная изюминка диска тем не менее – «Испанская рапсодия» Листа в обработке для фортепиано и струнного оркестра Михаила Петухова (профессора Московской консерватории, в чьем классе учился сам Дмитрий). Она впечатляет тембровым мастерством и яркостью подачи, и спокойная, выдержанная виртуозность Маслеева позволяет в полной мере раскрыть достоинства этой транскрипции. Тонко исполнено и Adagio из гобойного концерта Марчелло в транскрипции Баха, дополняющее композицию альбома. Масштабные опусы Рахманинова и Листа, однако, оставляют более противоречивое впечатление.

На первый взгляд, в основополагающих моментах все благополучно: есть и превосходная звукорежиссерская работа Михаила Спасского с присущей ей тонкой шлифовкой тембрового баланса, и полное взаимопонимание между ГАСО России имени Е.Ф. Светланова и солистом, и завидная стабильность технического мастерства пианиста. Недостает в первую очередь продуманной, глубоко личностной, даже выстраданной субъективности интерпретации – того, что называется «лица необщим выраженьем» и позволяет искусству исполнителя жить дольше, чем он сам. В «Рапсодии на тему Паганини» ощутимо не хватает мрачного, дьявольского «драйва», и склонность пианиста к спокойным темповым решениям не кажется здесь вполне убедительной, а от знаменитой Восемнадцатой вариации, цитируя классика, «в зобу дыханье не спирает» – она звучит формально, сдержанно и даже осторожно. В «Пляске смерти» пианист в большей степени позволяет себе проявить стихийную эмоциональность, но это сочинение в интерпретации Маслеева кажется несколько фрагментарным: стиль крупных сочинений Листа требует вдумчивой работы по выстраиванию целостной концепции. В целом же альбом, бесспорно, качественная работа опытного концертирующего музыканта, но от релиза победителя XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского слушатели все-таки вправе ждать большего.