Ловцы жемчуга События

Ловцы жемчуга

ICMA предъявила «улов» сезона

21 апреля миниатюрный и уютный Люксембург, утопающий в цветущих магнолиях, стал местом проведения по здешним меркам более чем международного мероприятия: в знаменитой местной филармонии, ставшей архитектурным символом княжества, в рамках гала-концерта были вручены призы Международной ассоциации музыкальных критиков – International Classical Music Awards (ICMA).

В ассоциацию входят 19 представителей музыкальных изданий и радиоканалов из 16 европейских стран, в их числе и журнал «Музыкальная жизнь». В течение года критики, которых впору назвать ударниками музыкального производства, отслушивают и отсматривают сотни и даже тысячи новых звуконосителей и музыкальных видеопродукций. И путем трехэтапного закрытого голосования присуждают призы в 17 основных категориях (по жанрам от старинной музыки до оперы) и 9 специальных номинациях – как Lifetime Achievement Award (в этом году награда досталась маэстро Адаму Фишеру, который и продирижировал гала-концертом, встав за пульт оркестра Люксембургской филармонии), «Артист года» (им стал блестящий шведский кларнетист Мартин Фрёст, которого, однако, на подступах к Люксембургу сразил коварный вирус) или «Лейбл года» – этой престижной наградой критики отметили маленький, но очень бойкий лейбл Château de Versailles Spectacles. За всего четыре года своего существования лейбл, специализирующийся исключительно на записях, сделанных в знаменитом Версальском дворце, выпустил более полусотни дисков и стал весьма заметным игроком в процветающем мире барочной музыки.

Отличительная особенность и «фирменный знак» ICMA – интерес к самому широкому спектру рынка звукозаписи, в том числе ко всему молодому, новому и необычному. «Одна из наших основных целей – обеспечить не только звездам и флагманам аудиорынка, но и молодым артистам, небольшим лейблам, новым ансамблям большую “слышимость”, помочь им найти заинтересованного слушателя», – говорит председатель жюри Реми Франк. По его подсчетам только через его письменный стол через месяц проходит до трехсот звуконосителей. «И мне кажется, что за последние два года записей стало еще больше – уже по той причине, что артисты, лишенные из-за пандемии возможности выступать с концертами, более активно обратились к студийным записям». Слухи о кризисе аудиорынка и вытеснении физических носителей всевозможными формами «стриминга» Франк также считает преувеличенными: «Настоящие меломаны, которых, слава богу, не становится меньше, никогда не откажутся от возможности взять в руки диск или пластинку».

Для молодых артистов награды ICMA – мощный толчок в карьере. Так, нет никаких сомнений, что большой международный успех уготован двум молодым скрипачам – 24-летнему итальянцу Дженнаро Кардарополи («Молодой артист года») и 17-летнему уроженцу Мерано Джулиану Кайнрату («Открытие года»). Их коллега, россиянка Алина Ибрагимова, в представлении не нуждается. Ее запись 24 каприсов Паганини была отмечена в категории «Сольный инструмент», диск вышел на лейбле Hyperion. В той же категории награду получила запись фортепианных сонат Яначека, сделанная блестящим немецким пианистом Ларсом Фогтом (51-летний музыкант мужественно борется с тяжелым раковым заболеванием, не теряя при этом блестящей профессиональной формы). Запись вышла на лейбле Ondine. Лейбл Prima Classic порадовал волшебным раритетом – записью забытой оперы Винченцо Беллини Il Pirata.

Но настоящей сенсацией – и музыкального года вообще, и концерта в Люксембурге в частности – стала музыка российского композитора Николая Капустина. Капустин, которого уже сейчас окрестили «русским Гершвиным», к сожалению, почти неизвестен за пределами России, да и в самом своем отечестве – не очень. Молодой немецкий пианист Франк Дюпре, в руки которого пару лет назад случайно попали ноты Капустина, стал инициатором диска, вышедшего на лейбле Capriccio и отмеченного в категории «Смешанные программы». В диск вошли виртуозный Фортепианный концерт № 4 Николая Капустина, соединяющий джазовые элементы с классической формой, а также Концерт для скрипки, фортепиано и струнных и Камерная симфония ор. 105. «Я бесконечно счастлив, что могу хоть немного поспособствовать тому, чтобы музыка Николая Капустина стала известна в мире, – сказал Дюпре, принимая награду. – Я так мечтал познакомиться с Капустиным лично, поговорить с ним о его музыке. Увы, не успел: мастер скончался в Москве летом 2020 года, когда я уже работал над его музыкой. Теперь моя моральная обязанность – продолжать играть эту музыку и нести ее слушателям во всем мире». Овации и крики «Браво!», последовавшие в Люксембургской филармонии после того, как Франк Дюпре исполнил фрагмент концерта Капустина, не оставили никаких сомнений в том, что эта музыка должна и будет звучать в концертных залах Европы и мира.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады