После того как в марте 2017 года Вилле Вало – основатель одного из самых успешных в истории Финляндии рок-проектов и главный идеолог направления love metal (симбиоз темного звучания и готической лирики) – объявил о роспуске группы HIM, многие приняли печальный, но честный финал этой красивой романтической истории. Первые признаки неотвратимого, как оказалось, творческого кризиса HIM легко различимы уже на шестом, наименее удачном, студийном альбоме Venus Doom (2007). Впрочем, вероятно, уже к выходу его предшественника – крепкого, ровного, не лишенного очарования Dark Light (2005) – к самому Вилле Вало и к его многотысячной, преимущественно женской аудитории пришло понимание, что время оглушительного успеха HIM уже позади, и песни, способной встать рядом с такими шедеврами, как Join Me in the Death или The Funeral of Hearts, может не случиться никогда.
С выходом каждой новой пластинки, начиная с Deep Shadows & Brilliant Highlights (2001), волна критики в адрес HIM нарастала. Музыкантов упрекали в пренебрежении собственными достижениями и отступлении от «тяжелого» звучания, которым славился дебютный альбом HIM – Greatest Lovesongs Vol. 666. Выпущенный Вало и единомышленниками аж в 1997 году и наследовавший идеи Type O Negative, он по праву высоко котируется многими знатоками финской рок-сцены; более того, в профессиональной среде можно услышать мнение, что именно эта работа является вершиной композиторского и исполнительского творчества Вало и Co. Greatest Lovesongs Vol. 666 принес HIM мировую известность, но при этом встал в их дискографии как кость в горле.
После того, как финский квинтет исполнил свою лебединую песню и официально прекратил свое существование, освободив дорогу для представителей нового поколения, Вилле Вало не ушел на покой, как многие склонны были думать. В 2019 году в качестве вокалиста и аранжировщика он записал финноязычный альбом совместно со своими соотечественниками Agents – адептами инструментального стиля rautalanka и шлягерного жанра iskelmä. За более чем сорокалетнюю историю существования Agents выступали с разными музыкантами, включая одного из пионеров финского рока Раули «Баддинга» Сомерйоки. Именно его произведения были выбраны для тандема с Вало. Эстрадная песня страны тысячи озер раскрыла иную, лишенную демонизма сторону экс-фронтмена HIM. Его исполнение трогательно-сентиментально, а сделанные им каверы ретро-композиций звучат полнокровно. Так что говорить о том, что кумир 2000-х вернулся из небытия, было бы ошибочно. Кроме того, надежду на полноценный сольный релиз внушал неожиданный цифровой EP Gothica Fennica Vol. 1. На обложке, как в старые добрые времена, вновь красовалась слегка видоизмененная, но хорошо узнаваемая хартаграмма (перевернутая пентаграмма с вписанным в нее сердцем) – фирменный символ HIM, придуманный Вало двадцать шесть лет назад. От привычного образца его отличает лишь одна ломаная линия, дублирующая нижний острый угол: таким образом Вилле художественно увековечил свои инициалы – VV.
Лед тронулся тринадцатого января, в пятницу, когда Вилле Вало представил свой первый сольник Neon Noir. Как уже отметили западные критики, это, наверное, «самый антисоциальный, самый эгоистичный и эгоцентричный альбом», который можно себе представить. Весь материал Вилле собрал в одиночку во время пандемии. Не имея возможности пригласить коллег-музыкантов из-за ограничений локдауна, он сам записал каждую отдельную партию. Пошло ли это на пользу звучанию Neon Noir – и да, и нет. Некоторые композиции кажутся упрощенно клишированными или, наоборот, излишне перегруженными, им не хватает выразительных, оригинальных соло, более четкой и внятной формы, динамики. Вилле также выступил одним из продюсеров альбома – помимо него, к Neon Noir приложил руку Тим Палмер, известный по работе с U2, Pearl Jam, Оззи Осборном и Дэвидом Боуи.
Профессиональное музыкальное сообщество приняло сольник более чем благосклонно. Посвященный heavy metal новостной сайт MetalSucks присудил Neon Noir высший балл, отметив его «завораживающее потустороннее великолепие». Автор издания Kerrang! нашел в нем «глубину, силу и красоту» записей HIM. Портал Rockpit расщедрился на девять баллов из десяти и заявил в рецензии о творческом прогрессе Вилле Вало. В фанатской среде мнения, напротив, разделились, несмотря на то, что Neon Noir возведен на базе стандартов HIM. «Новый материал, – признается Вало, – определенно решен в стилистике нашей группы. VV для меня – это индивидуальное продолжение пути HIM. Многие музыканты, уходя с головой в персональные проекты, стремятся дистанцироваться от коллективного прошлого, сжечь за собой все мосты. В моем случае все иначе. Я навожу мосты между HIM и будущим. Neon Noir и есть этот мост».
В реальности же между VV и главным проектом в жизни Вало общего столько же, сколько у «Макдоналдса» и «Вкусно – и точка», с той разницей, что «персонал» за кассами поменялся, но меню, ингредиенты и даже «поставщики» остались прежними.
Что же на самом деле представляет из себя сольник прожженного ветерана финской рок-музыки? Neon Noir – продолжительный элегический монолог, центральное место в котором, как и прежде, занимает рефлексирующий о близости любви и смерти лирический герой. Слушая альбом насквозь, вы словно блуждаете в лабиринте таинственных, протяжных мелодий, щедро приправленных электроникой и чистым гитарным звуком. В их чрезмерной романтичности вы добровольно теряетесь под бархатистый, вкрадчивый баритон Вало – какое бы количество табачных изделий ни употреблял 46-летний финн, его голос в студийной записи звучит ничуть не хуже, чем двадцать лет назад. Особенно удачно ему даются ноты в низкой тесситуре (к примеру, в сладостно-горькой опьяняющей балладе Saturnine Saturnalia). Основные композиции на альбоме – Echolocate Your Love, Loveletting, Salute the Sanguine – стилистически сильно напоминают своим «глянцевым» (или, если угодно, мейнстримовым) звучанием материал Dark Light и, к сожалению, наследует его явные просчеты, о которых уже было упомянуто выше.
Вилле, как и раньше, продолжает черпать вдохновение в своей юности: «Если бы я хотел найти для альбома аналогию в кинематографе, то сказал бы, что у меня получилось сделать нечто среднее между “Твин Пиксом” Дэвида Линча и “Бегущим по лезвию” Ридли Скотта», – считает сам герой. Что касается музыкальных влияний, то опытное ухо меломана различит в Neon Noir аллюзии на Depeche Mode (песня Vertigo Eyes – самое очевидное подтверждение этому) и The Cure (Heartful of Ghosts).
В день релиза диска Вилле Вало выступил в хельсинкской рок-Мекке – клубе «Тавастия», чем положил начало масштабного гастрольного тура. География концертов охватывает большую часть Западной Европы, ряд крупных городов Великобритании и США. В этом списке могли быть и российские площадки: Вилле с теплотой относится к русской публике и искренне огорчен из-за сложившейся ситуации. «Давайте просто будем держать пальцы скрещенными, что когда-нибудь это снова станет возможным», – сказал он в одной из недавних бесед.