LOVE STORIES <br>PIAZZOLLA, DODERER, HAMILTON, KAPUSTIN <br>KONSTANTIN MANAEV, DANAE DÖRKEN <br>  <br>THE SONGS OF OUR NEIGHBOURS <br>SVIRIDOV, DODERER, KODÁLY, SADIKOVA, KUKAL <br>KONSTANTIN MANAEV, JULIA SMIRNOVA <br>ARS PRODUCTION Релизы

LOVE STORIES
PIAZZOLLA, DODERER, HAMILTON, KAPUSTIN
KONSTANTIN MANAEV, DANAE DÖRKEN
 
THE SONGS OF OUR NEIGHBOURS
SVIRIDOV, DODERER, KODÁLY, SADIKOVA, KUKAL
KONSTANTIN MANAEV, JULIA SMIRNOVA
ARS PRODUCTION

В феврале этого года вышло два новых альбома виолончелиста Константина Манаева с сочинениями композиторов ХХ века и современников из нашего столетия: Love Stories – музыка для виолончели и фортепиано в дуэте с Данаэ Дёркен и The Songs of our neighbours – произведения для скрипки и виолончели в дуэте с Юлией Смирновой.

Константин Манаев – уже прославленный музыкант нового поколения, ученик Кирилла Родина и Ивана Монигетти, лауреат престижных конкурсов в Лейпциге, Цюрихе, Познани и новозеландском Крайтчёрче, выступал на Бетховенском фестивале в Бонне, Viva Cello Festival в Базеле, Фестивале Пятигорского в Лос-Анджелесе, играет в залах Московской консерватории, Берлинской филармонии, Берлинского Концертхауса, Мюнхенской филармонии в Гастайге, цюрихского Тонхалле, в 2017 году был участником Новогоднего концерта Второго германского телевидения (ZDF) у Бранденбургских ворот. В его репертуаре присутствует как классика, так и музыка ХХ-ХХI века, в том числе сочинения, созданные в сотрудничестве с композиторами-современниками. Среди его постоянных партнеров – пианистка Данаэ Дёркен, скрипачка Юлия Смирнова, с которой он играет в дуэте под названием New Classic Duo, и берлинский Sonar Quartett, в составе которого он регулярно выступает.

Сам музыкант говорит: «Большой интерес для меня представляет музыка из России и других стран так называемого „постсоветского пространства“, как прошлых десятилетий (там много неоткрытых сокровищ), так и та, что сегодня создается в Москве, Киеве или Берлине». Помимо сочинений наших соотечественников, хорошо известных на Западе, Константин Манаев старается как можно чаще знакомить тамошнюю публику с творчеством таких композиторов, как, например, Юрий Буцко, с которым западный слушатель вообще не знаком. Как признается сам исполнитель, «я немного устал от эффектов», поэтому для своих двух новых альбомов он выбрал музыку с отчётливым преобладанием неоромантического начала, стихий мелодии и ритма.

Название первого из альбомов переводится как «Любовные истории». Его трэк-лист обрамлён произведениями Астора Пьяццоллы. «Большое танго» (Le Grand Tango, 1982), с которого этот диск начинается, – сочинение, написанное для Ростроповича и представленное здесь в транскрипции для виолончели и фортепиано, сделанной Софией Губайдулиной. Ave Maria (1984) создана Пьяццоллой для фильма «Генрих IV» (по одноименной пьесе Пиранделло, с Клаудией Кардинале в главной роли). В оригинале эта вещь звучит как «песня без слов» для гобоя и фортепиано, а здесь – в редакции для виолончели. Автор следующего сочинения Break on Through (на русский можно перевести как «Прорваться», 2015) – Йоханна Додерер (р. 1969), одна из наиболее исполняемых современных австрийских композиторов. В своей пьесе она играет с мотивными и ритмическими элементами как «по сю», так и «по ту» сторону того, что принято называть «современной серьёзной музыкой», вызывая ассоциации с миром арт-рока. Сочинение 2017 года молодого австралийского автора Гарольда Хамильтона (р. 1982) под названием «Ромео и Джульетта в Сараево» (Romeo & Juliet in Sarajevo) рассказывает подлинную трагическую историю молодой жительницы Сараево Адмиры Исмич и молодого серба по имени Бошко Бркич. Они любили друг друга, но их семьи враждовали. На этом же диске можно услышать три пьесы Николая Капустина («Бурлеска», «Элегия» и «Почти вальс») – композитора, в чьей музыке академическая традиция переплетается с миром джазовой импровизации.

Юлия Смирнова, молодая скрипачка и постоянный партнер Константина Манаева по New Classic Duo, – воспитанница Берлинской Высшей школы музыки имени Ханса Эйслера (в классах у Антье Вайтхаас и Штефана Пикара) и в 2018 году была удостоена стипендии Ассоциации «Живая музыка сейчас» Иегуди Менухина. Название нового диска, который выпустил семейный дуэт двух музыкантов, можно перевести как «Песни наших соседей», а выбор представленных на нём сочинений строится по контрасту «лирично – ритмично». Среди классиков ХХ века здесь можно услышать Свиридова и Кодая, а среди современных авторов – упомянутую уже Йоханну Додерер, Ондржея Кукала (р. 1964) и Азизу Садыкову (р. 1978). Последовательность звуковых дорожек открывают и завершают три части из оркестровой сюиты Свиридова «Время, вперед!» – в переложениях, сделанных самими исполнителями. Сочинение 1965 года, возникшее из киномузыки к экранизации Михаилом Швейцером романа Катаева о строительстве Магнитогорска, относится хотя и к широко известным, но не к столь типичным для стиля Свиридова – известного на Западе больше как «композитор бисов» на гастрольных турах российских оркестров. Аранжировка для струнного дуэта, сделанная New Classic Duo, не только полностью сохраняет фактурную и динамическую мощь самой «забойной» из этих пьес («Румбы», успевшей побывать заставкой советской телепрограммы «Время») с ее стилизованной индустриальностью и энергично-напористым остинато заводских машин, но и придаёт ей дополнительный «драйв», напоминающий рок-музыку. Две части более песенного характера («Уральский напев» и «Частушка») в аранжировке двух музыкантов звучат, как этническая world music. Трехчастный Дуэт Золтана Кодая ор. 7 (1914) – самое старшее из сочинений на диске. Volcano («Вулкан») Йоханны Додерер – пьеса, созданная автором в 2015 году для Константина Манаева как сольная каденция для виолончели, а затем уже переработанная ею для дуэта. Вулканические взрывы и толчки служат в этой музыке не только внешней звукописью, но и психограммой человеческой души. Активное ритмическое начало господствует и в Present Ондржея Кукала (1992), известного в наши дни чешского композитора, скрипача и дирижера. For Stradivari («Для Страдивари», 2020) Азизы Садыковой, композитора из Узбекистана, ныне живущей в Берлине, написано тоже специально для дуэта Юлии Смирновой и Константина Манаева. Как говорит автор сочинения, «я люблю звучание традиционных струнных инструментов и черпаю вдохновение в историческом периоде, когда мастер Страдивари создавал свои скрипки».

Оба диска сопровождаются буклетами на английском и немецком языках.