LUCAS DEBARGUE <br>SCARLATTI 52 SONATAS <br>SONY CLASSICAL
Релизы

LUCAS DEBARGUE
SCARLATTI 52 SONATAS
SONY CLASSICAL

Можно, конечно, не обращать внимания на громкие премии, и при выборе новых дисков руководствоваться исключительно личным вкусом и пристрастиями. И, тем не менее, отметим, что новый альбом Люки Дебарга «Скарлатти. 52 сонаты» практически сразу после выхода был удостоен престижнейшей французской премии Choc de l’année Classica – 2019. А отметим потому, что награда абсолютно точно нашла героя! Один из самых неординарных исполнителей современности, ставший сенсацией Конкурса имени П.И.Чайковского в 2015 году, продолжает удивлять и покорять слушателей – на этот раз «неожиданностью в квадрате».

Во-первых, сам Дебарг у большинства слушателей никак не ассоциируется с барочным музыкантом. Казалось бы, мелкая отточенная техника – не его стихия. Ряд критиков даже обвиняет пианиста в некоторой небрежности по отношению к нотному тексту, в «нарушении всех правил и общепринятых норм». И одновременно отмечает его творческую свободу и особую «импрессионистическую» манеру игры, идеальную для Листа и Равеля. А тут Скарлатти… «Настоящий» ли перед нами Дебарг?

Во-вторых, решиться записать четыре диска (четыре часа!) одних сонат Скарлатти – весьма смелая, если не сказать, амбициозная, задача. Музыка не самая «чувственная» и романтическая. Творческое «рубато» – под большим вопросом. А тут   оригинальный мастер колорита «вне времени» Дебарг… «Настоящий» ли перед нами Скарлатти?

Настоящие – и Дебарг, и Скарлатти! Да еще какие!

В октябре 2019 года в Церкви Иисуса Христа в Далеме всего за пять дней Люка Дебарг записал на лейбле Sony Classical сонаты Доменико Скарлатти, скрупулезно отобрав из 555-ти всего 52. «Для меня Скарлатти не является ни барочным, ни классическим, – признавался сам музыкант. – Он – главный герой моей музыкальной жизни. Более того, мой близкий друг! Выбор сонат не случаен – он продиктован очень личными причинами». Вот так все сразу встало на свое место.

Дебарг влюблен в музыку Скарлатти с десятилетнего возраста. Однажды, купив в нотном магазине одиннадцать томов сонат мастера, он заперся у себя и не успокоился, пока не переиграл их все! О «личных причинах» в отборе можно только догадываться, но вот то, что пианист буквально пропустил через себя эту музыку, ощущается практически на физическом уровне.

При стилистически точном воспроизведении 52-х произведений одного жанра изначально существовала опасность «слить» их все в одну сплошную однообразную линию. Хотя, опасность ли? Конечно, некое слияние произошло. Дебаргу удалось «соткать» действительно единое кружевное полотно, воздушное и необыкновенно прекрасное. И, кстати, никакое исполнение одной или даже нескольких отдельно взятых сонат не смогло бы дать такого эффекта полного глубокого погружения в мир Скарлатти. Не хотелось прерывать прослушивание ни на мгновение; время, затраченное на замену одного диска другим, воспринималось, как досадная «дырочка», прожженная в хрустальных морозных узорах.

Дебарг исполнил сонаты на фортепиано – Bösendorfer VC280, «исключительном инструменте», как охарактеризовал его сам пианист. А чтобы приблизиться к клавесинному звучанию, отказался от использования педали. Все динамические оттенки достигались музыкантом, так сказать, самостоятельно, без «технической поддержки» инструмента.

Нельзя сказать, что при этом получилась точная стилизация под клавесин, под барокко. Дебарг и не стремился к этому. Он приближал Скарлатти к нашему времени, а не погружал в прошлое, во что бы то ни стало, нас, слушателей. Порой великолепный современный инструмент звучал у Дебарга и вовсе не как «модернизированный» клавесин, а, к примеру, как гитара. Но вот парадокс! Таким образом и достигалась подлинная «барочность»! Известно, что музыка XVIII века обладает свойством прекрасно адаптироваться к различным инструментам. Кстати, именно произведения Скарлатти часто исполняют на гитаре, и звучит «гитарный» Скарлатти ничуть не менее естественно и «исторически достоверно», чем «клавесинный».

И еще. Виртуоз-Дебарг доказал, что ему вполне по силам пресловутая четкая «бисерность» игры: сонаты Скарлатти, эти «упражнения», оттачивающие и сложные быстрые пассажи, и многочисленные мелизмы, и «неудобства» перекрещивания рук, прозвучали блестяще и безукоризненно.

Так что задача, поставленная перед собой Дебаргом – заново открыть для широкой публики музыку Скарлатти и сделать его, по собственным словам Люки, «современнее многих современных композиторов», – выполнена на все сто!