Главный дирижер театра Артем Макаров заинтересовался редкой оперой Гайдна несколько лет назад и предложил ее в качестве темы дипломной работы Елизаветы Корнеевой – студентки РАТИ (ГИТИС) мастерской Георгия Исаакяна. Проект стал обладателем гранта Министерства культуры РФ по поддержке молодой режиссуры, благодаря чему спектакль был поставлен на уфимской сцене.
Хотя в авторах значится венский классик Йозеф Гайдн, его «Лунный мир» – типичная итальянская буффа. Розыгрыши и путаницы, одурачивание и финальное примирение – весь этот комический арсенал ситуаций (в основе либретто – пьеса Карло Гольдони) в уфимской версии представлен с поправкой на современность. Елизавета Корнеева и художник-постановщик Екатерина Агений (Москва) сообщают сценическому облику спектакля все атрибуты дня сегодняшнего – здесь и вполне узнаваемый интерьер в стиле ИКЕА, и актуальный fashion-look артистов, и даже страница интернет-поисковика, транслируемая проектором на заднем плане сцены… Последняя – завязка сюжетной интриги.
Оказывается, главный герой, глава семейства Бонафеде (Владимир Копытов, Рим Рахимов), помешан на изучении феномена луны (о чем еще в увертюре «сообщают» зрителю темы ссылок на экране его компьютера). Это и станет предметом розыгрыша со стороны молодых красавиц-дочерей Клариче (Эльвира Алькина, Лилия Халикова) и Фламинии (Диляра Идрисова, Алина Латыпова) и их будущих женихов Экклитико (Владимир Орфеев, Сергей Сидоров) и Эрнесто (Ян Лейше, Салават Киекбаев). Им помогает типично буффонная парочка слуг – предприимчивая Лизетта (Регина Звегинцева, Екатерина Куликова) и влюбленный в нее Чекко (Ильгиз Хакимов, Алим Каюмов). Пока суровый отец оттягивает замужество дочерей в надежде выдать их за богачей, молодые люди придумывают, как получить согласие на брак. Экклитико предлагает Бонафеде воспользоваться последним достижением науки и совершить путешествие на луну. Заговорщики уверены, что уж там, в «лунном мире», они сумеют хитростью выманить у упрямца заветное благословение.
Режиссура спектакля выглядит оригинальной не только за счет актуализации сюжета. Одной из задач, которую Елизавета Корнеева ставила перед артистами при постановке мизансцен, была актерская импровизация (попутно заметим, что это качество опера буффа генетически заимствовала от комедии дель арте). Это особенно очевидно, когда сравниваешь два премьерных состава. Наиболее полярным получился образ «одураченного старика» Бонафеде. Если Рим Рахимов трактует его как типичную маску-сатиру в духе комедии дель арте, то Владимир Копытов представляет зрителю облик вполне современного европейского интеллигента, для которого вопрос замужества его дочерей – это, прежде всего, вопрос инвестиций. Кроме того, интересна сама гротескная атмосфера буффонады, заполняющая игровое пространство сцены во втором действии. Даже что-то, на первый взгляд, не совсем понятное и логичное (например, ряд мизансцен с «жителями лунного мира») с лихвой окупается захватывающим круговоротом безудержного веселья, в который очень скоро вовлекается и зритель.
Музыкальная составляющая – одна из самых сильных сторон спектакля. Артем Макаров, выступивший музыкальным руководителем постановки, в очередной раз убеждает зрителя в том, что его коллективу подвластна не только романтическая музыка XIX века, составляющая репертуарный «костяк» уфимского театра. Освоив стиль барокко на примере оперы «Геракл» Генделя (специальная премия жюри музыкального театра Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в 2017 году), дирижер не исключает классицизм, который всегда был одним из его фаворитов (особенно оперы Моцарта). В музыкальной интерпретации «Лунного мира» подкупает точное следование стилю, прозрачность, легкость, галантная игривость звучания оркестра, солистов, хора театра (хормейстер-постановщик – главный хормейстер театра Александр Алексеев).
Гармоничны и сбалансированны оба состава солистов, где «групповые портреты» не менее удачны, чем индивидуальные. Среди последних особо выделяется Фламиния в исполнении лауреата «Золотой Маски» Диляры Идрисовой, безупречно справляющейся с виртуозной вокальной партией.
Думается, что первый опыт знакомства уфимской труппы с оперным творчеством Йозефа Гайдна оказался успешным еще и потому, что комедийный игровой характер итальянской буффа удачно совпал с актерским потенциалом оперной труппы. Азарт и молодость певцов, умноженные магией ансамблевого взаимодействия, придают особое обаяние разыгрываемому действу.