Уже второй год подряд в середине марта на сцене Государственного Кремлевского Дворца проходит Всероссийский фестиваль народного искусства «Танцуй и пой, моя Россия!» (генеральный продюсер – Айдар Шайдуллин, сопродюсер – Михаил Янис). Этот масштабный культурный форум представляет народное сценическое искусство разных регионов нашей страны. Главная и самая важная задача фестиваля – показать красоту и разнообразие культур через музыку, песню и танец.
Государственный Кремлевский Дворец – привлекательная площадка для такого мероприятия. И, пожалуй, только на ней (расположенной в самом сердце страны) возможно достойно представить драгоценное ожерелье, собранное из редких жемчужин национального фольклора всей России.
«Танцуй и пой, моя Россия!» – не просто концерт и уж никак не отчетный смотр. Организаторы и постановщики стремились уйти от реализации подобной идеи. Без пафосной торжественности и длиннот представить танцевально-песенное народное искусство возможно было только одним путем – отдать сцену во власть умного и грамотного режиссерского замысла (постановщик – Валерий Анучин). И в результате получился развернутый и красочный спектакль. Получилась эпическая, но не отяжеленная глубокими философскими размышлениями история одной большой и необъятной страны, которую невозможно понять ни за день, ни за год, но которую каждый может попытаться постичь и осмыслить.
Действие данного двухчастного театрального представления развернулось таким образом, что зрители, от эпизода к эпизоду, совершали путешествие по разным регионам России. И, оказываясь в том или ином месте, насыщались его самобытностью. Пройдя долгий путь вместе с артистами, внимающая публика осталась под впечатлением от разных и необычных национальных особенностей. Итог такого путешествия – осознание себя частью российского мира, похожего на щедрую всёвместимую душу или необыкновенно гармоничный заповедный край.
Разнообразие номеров и их привлекательность для зрителей зависели от смены танцевальных и песенных фрагментов, от звучания необычных музыкальных инструментов, от технического мастерства артистов, от слияния интересных режиссерских находок с вокально-танцевальным исполнением, от контрастных фоновых видеоперемен. Восприятие концерта, как художественно целостного действа, усиливалось за счет роли ведущего (Николай Троицкий), иллюстрировавшего богатым мягкими тембровыми красками голосом происходящее на сцене. Слово ведущего, не выходившего на сцену, логично скрепляло эпизоды концерта, давало возможность спокойно переключиться с одной картины на другую.
Красочная палитра концерта-спектакля сложилась из выступлений отечественных коллективов, хорошо известных у нас в стране и за рубежом. В основном это ансамбли и театры, представляющие «лицо» региона или края. Но были и такие, с которыми во всем мире уже давно ассоциируется образ России, – Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка», Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого и Московский государственный академический театр «Гжель». Однако ни один из коллективов-участников не «подавил» своей значимостью другого и прозвучал в соответствии со своей уникальной индивидуальностью.
Так, запомнилось не одно выступление Ансамбля песни и пляски имени В. С. Локтева. Мастерство его юных артистов всегда очевидно. Оно – в синхронности исполнения, в технической четкости, артистизме, ясности хореографических композиций, верности традициям. Свою миссию – поддерживать детские таланты и ориентироваться на образцовое творчество – достойно подтвердил московский Вокальный ансамбль «Соловушка».
Выступление Омского русского народного хора создало в воображении картины необъятности и раздольности русского края. В многоголосии хорового звучания ощущался особый дух народа, для которого песня – неотъемлемая часть жизни, средство повествования и родственного общения. Подобные впечатления возникли и после выступления одного из известнейших российских коллективов – Государственного Волжского Русского народного хора имени П. Милославова из Самары. В сцене «Поволжская ярмарка» самарцы продемонстрировали высокую песенно-танцевальную культуру, где важно тесное и органичное взаимодействие оркестра, хора и народной хореографии.
В сторону южных краев зрители обратились с появлением на сцене Астраханского государственного ансамбля песни и танца, «рассказавшего» о таком жизненно важном местном деле, как рыбный промысел.
В хороводном танце «Русское поле» отличился ансамбль «Берёзка». Их знаменитые плавные перестроения в постановке Н. Надеждиной привлекли интересными пластическими приемами и узнаваемой грацией.
Донские казаки из Государственного академического ансамбля песни и пляски имени А. Н. Квасова (худрук А. Буйвол) и «Казаки России» (худрук Л. Милованов) встрепенули публику темпераментными и лихими танцами с заковыристыми трюками, а также поставленными виртуозными боями на саблях. Отданная им сцена «Южные рубежи» в финале отгремела «Любо, братцы, любо…»
Богатую национальную культуру Кавказа на фестивале представила Кабардино-Балкария, где успешно существует и развивается Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка» (худрук И. Атабиев). Выступление коллектива во многом запомнилось благодаря княжескому танцу «Кафа». Величественный и завораживающий, он отразил характерные особенности народа щедрого, гордого и необыкновенно талантливого.
Визитная карточка Республики Коми – Государственный ансамбль песни и танца имени В. Морозова «Асъя кыа» («Утренняя заря»). В сцене «Сказки русского леса» артисты ансамбля показали, что их народное искусство способно ясно доносить до человека суть его предназначения – жить в мире и согласии с природой.
Оригинальностью и необычностью творчества выделился Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал» (худрук Ж. Жалсанов). Благодаря артистам этого коллектива известная сакральным содержанием и обилием символических образов культура бурят-монголов предстала на кремлевской сцене во всей своей красе. В их выступлении была и новизна и сильное тяготение к традициям, доставшимся от дальних предков. Так искусно и профессионально соединить прошлое и современность, как это сделал «Байкал», пожалуй, никому не удалось.
Эффектно воспринималась образная хореографическая композиция «Сирень» в исполнении артисток Театра «Гжель». Запомнилась виртуозная пестро-сарафанная классика Хора имени М. Е. Пятницкого – «Утушка луговая».
Всероссийский фестиваль народного искусства, несмотря на свой двухлетний возраст, набирает большие обороты и уж никак не выглядит незрелым. В сравнении с первым он оказался ярче и разнообразнее, хотя немало его нынешних участников выступало и в прошлый раз. Профессионализм и мастерство здесь – главные критерии, и они год от года будут только расти. Опасность же того, что фестиваль может остановиться только на пропагандистских целях, миновала. Очевидно, что они гораздо шире и значимость их – на уровне общероссийской культурной миссии: объединять народы большой страны, создавать поле для современного диалога разных традиций, открывать доступные пути к взаимопониманию людей разных национальностей и исторического прошлого.