Людвиг ван хард-рокер Контркультура

Людвиг ван хард-рокер

Бетховен и «легкий жанр»

«Roll over Beethoven», – спел ­когда-то Чак Берри, и это воспринималось как богохульство и святотатство. Electric Light Orchestra, играя эту же песню, включали туда знаменитую пресловутую «тему судьбы». С другой стороны, а что глыбе Бетховена от рок-н-ролльных песен? Он и сам парадоксальная фигура: великий композитор с ярким имиджем, практически рок-звезда. Кто не знает его образ: взлохмаченная голова, тяжкий взор, его фрондерство, выходки, трудный характер, бескомпромиссность? Его, наконец, тяжелую судьбу? Слышал еще выраженьице такое: весь хэви-метал сочинили Бетховен с Вагнером. То есть бетховенским духом много чего пронизано – тот же рок тяжелый. Рок – в смысле музыка, не судьба. Хотя как сказать. Но вот что странно: при этом прямых заимствований из Бетховена в популярной музыке очень мало. Но они есть. Я поискал и нашел несколько знаменитых примеров и несколько – из темных уголков мира джаза, рок- и поп-музыки.

Джаз, конечно, уже не считается «массовой культурой» или там «легкой музыкой» (идиотский термин, любимый музыковедами). Но ­когда-то именно таковым считался; сто лет назад, в 1920-м – попса подростковая, «антимузыка». Но джаз дорос до классики: джазмены стали играть мелодии европейских классиков, и, что важнее, осваивать их гармонический язык. Бах – главный любимчик всех, а Равель и Дебюсси напитали кул-джаз. Все в дело… только не Бетховен.

Вот почему бы не импровизировать на свингованный мотив «Лунной», да и вообще, на любой бетховенский мотив? Но дело опасное: легко свалиться в пошлость… Я держу в руках сборник Swinging Classics – сборник джаз-версий классических произведений; чисто коммерческая штука, разумеется, но все треки – из архива важного для джаза лейбла Verve, а среди исполнителей – великие Билл Эванс, Стен Гетц, Джерри Маллиган, Хэнк Джонс… Гарантия качества! На этом сборнике ровно одно произведение Бетховена: «Аппассионата» в исполнении неких Horst Jankowski Quartet. Эдакий easy listening, для лифтов и для лофтов. Жутковато! От более подробного комментария воздержусь: дело вкуса, в конце концов.

Ах, да: в XXI веке совершенно неожиданного Бетховена в стиле фьюжн явил миру басист-­виртуоз, соратник Майлса Дейвиса Маркус Миллер. Есть у него такая «фишка»: играть мелодию слэпом. Эффектно. С «Лунной» он примерно так же расправился, смело. Бас-гитара – инструмент, казалось бы, ну самый неподходящий для такой нежной мелодии. Но Миллер вытянул: получился романтический джаз-рок, я бы сказал. Тонкий баланс вкуса выдержан.

Итак, джазмены любят импрессионистов, а металлисты и рокеры – «В пещере горного короля» Грига. И романтиков. В роке судьба Бетховена должна была бы сложиться получше. «Ода к радости» в исполнении Ричи Блэкмора – это просто отменный образчик кроссовер-­жанра. Пьеса впервые появилась на альбоме группы Rainbow – Difficult to Cure 1981 года. В выходных данных она обозначена так: «Difficult to Cure (Beethoven’s Ninth) (instrumental), Ludwig van Beethoven, arr. by Blackmore, Glover, Airey». Аранжировано Блэкмором, Роджером Гловером и Доном Эйри, окей. По сути – совсем другая композиция, в стиле мелодичный хард-рок, шоукейс гитарной виртуозности и упражнение на беглость пальцев. Хит! Старик Блэкмор играл ее с Rainbow, а потом и в концертах возрожденных Deep Purple.

А вот еще есть такой Ули Джон Рот, гитарист первого состава Scorpions. Спец по роковой неоклассике. Действительно, несколько десятков лет уже серьезно занимается соединением рока и оркестрового звучания. Вообще, его гитары плюс рок-группа аккомпанирующая – это сам по себе такой электрический симфонический оркестр. Ули Джон Рот ­как-то даже переиграл все «Времена года» Вивальди, и более того, на основе этих концертов написал свои пьесы (проект вышел на двух CD). Перелопачивал Моцарта. А Бетховена только коснулся, можно сказать. Скоростная гитарная версия той же «Оды» под названием «Beethoven Paraphrase» появилась на его альбоме Transcendental Sky Guitar (2000).

Если говорить о совсем уж патентованных металлистах, архетипических, то нет никого более, извините за выражение, знакового, чем немцы Accept. Знак и символ европейского хэви-метала, действительно. В 1986 году квинтет выпустил альбом с приятным названием «Russian Roulette» – «Русская рулетка» (на обложке музыканты одеты под казаков). Альбом, пользуясь ­опять-таки заезженной терминологией рок-критиков, культовый. Ну правда же! А один из треков – хит Metal Heart, в котором намешаны бетховенская «К Элизе» и «Славянский марш» Чайковского. На 3-й минуте 18-й секунде соло-гитарист команды Вольф Хоффман начинает пилить тему из «Элизы» – пафосно и забавно одновременно. Вполне металлическое соло, с такой характерной фразировкой. Дальше соло развивается как нечто самостоятельное, импровизационное, под финал его еще раз проводится основная тема. И вот Хоффман – один из немногих, кто верен Бетховену всегда. На двух своих сольных инструментальных альбомах гитарист брался за Бетховена дважды. Пьеса Scherzo – «адаптация Девятой симфонии», как утверждается. А что такое Blues For Elise понятно уже из названия.

Бывают связи прямые, бывают косвенные, а бывает и так и сяк. Ван Бетховен – голландская фамилия, а кто в хард-роке главный, так сказать, голландец? Эдди ван Хален, наверное? (Лидер феноменально популярной американской группы Van Halen и виртуоз так называемого «двуручного тэппинга» скончался в 2020 году от рака.) Так вот, полное имя этого гитариста-­виртуоза – Edward Lodewijk van Halen, то есть Людвиг, по-немецки говоря. Отец-кларнетист назвал Эдди так в честь Бетховена. А Эдди иногда в свои огненные соло вставлял цитатки из тезки.

Разновидность волшебства Контркультура

Разновидность волшебства

Почему Фредди Меркьюри остается нашим хорошим другом

Игра без правил Контркультура

Игра без правил

Новый альбом Моби трудно назвать шедевром, но его карьере, полной рискованных шагов и почти сознательных провалов, это едва ли повредит.

«Машина времени»: <br>В этой музыке нельзя без кайфа! Контркультура

«Машина времени»:
В этой музыке нельзя без кайфа!

Тринадцатый официальный студийный альбом «В метре» «Машины времени» вышел в ноябре прошлого года и сразу занял первые места в хит-парадах: на всех стриминговых площадках он слушался очень хорошо.

Непростые парни Контркультура

Непростые парни

Давно выйдя из мальчишеского возраста, Pet Shop Boys не только не теряют актуальности, но и заслуженно считаются главными интеллектуалами британской поп-музыки