Магия дирижерской палочки и виолончельного смычка События

Магия дирижерской палочки и виолончельного смычка

В Москве выступил всемирно известный дирижер Даниэль Орен и молодая звезда российской исполнительской школы Дали Гуцериева

Имя израильского маэстро в особых представлениях не нуждается. Те, кто интересуются миром классики, прежде всего вспомнят его достижения в области итальянской оперы – Верди, Пуччини, веристы. Но в последние годы все чаще Орен встает за пульты ведущих симфонических оркестров и предлагает серьезные программы из чисто инструментальной музыки.

Для выступления 1 мая 2021 года в Большом зале консерватории он выбрал сочинения, представляющие мир романтизма в трех ипостасях. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» – дань стране, которая так страстно желала услышать дирижера: его приезд из-за пандемии отложился на год, и только настойчивость организаторов преодолела сложности логистики нынешнего времени. «Ключ ко всему – эмоция», – говорит Орен. И увлекает слушателей в мир волшебных образов и красок музыки нашего классика Михаила Глинки.

Выбор Виолончельного концерта Элгара – инициатива солистки Дали Гуцериевой. 22-летняя виолончелистка, студентка Московской консерватории имеет впечатляющий список лауреатских званий на престижных конкурсах. Дали – победитель Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого, лауреат VII Международного конкурса Odin, Брюссельского международного конкурса, VI Международного музыкального конкурса в Париже.

За плечами Дали Гуцериевой – серьезный опыт выступлений с оркестром. В ее портфолио концерты с Датским королевским оркестром в Москве, Латышским камерным оркестром в Риме, а также концерты в Париже, Брюсселе, Амстердаме и Лондоне с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова. С Даниэлем Ореном артистка выступает не в первый раз – до этого они музицировали в Санкт-Петербурге с Симфоническим оркестром Силезской филармонии. И очевиден хороший контакт виолончелистки и дирижера, их единое ощущение смысла музыки Элгара. Интересно наблюдать за Дали Гуцериевой на сцене: она полностью сосредоточена и погружена в мир образов британского классика, никаких внешних жестов, эффектов, отвлекающих слушателей на себя. И это очень соответствует особой меланхолической атмосфере, свойственной стилю Элгара. Уже с первых тактов соло виолончели обращает на себя внимание красивый объемный звук, которым обладает солистка, – она находит темные краски, добивается сгущенного тембра, чтобы передать напряженный строй первой части. Прекрасной кантиленой запомнилась третья часть, и в то же время солистка с легкостью справляется со всеми техническими сложностями: спиккато, подвижные пассажи, которыми особенно изобилует Скерцо, выходят у нее играючи и поставлены на службу выражения замысла композитора.

Интересно, что история Виолончельного концерта Элгара связана с женщинами-исполнительницами: после провала на премьере француженка Жаклин Дю Пре реабилитировала это великолепное творение. Теперь молодая российская звезда Дали Гуцериева напомнила о красотах и достоинствах незаслуженно редко звучащего произведения. И публика восторженно аплодировала ей и маэстро Орену, оценив их вдохновенное прочтение.

Размышления о смыслах бытия, о предназначении человека, о любви, вере и смерти, которым, несомненно, посвящен Виолончельный концерт Элгара, продолжились в Четвертой симфонии Малера, где солировала обладательница «Грэмми» сопрано Екатерина Лёхина. «Утопическая идиллия, увиденная “сияющими глазами ребенка”», – так говорят о симфонии исследователи. И, кстати, ее судьба схожа с элгаровским концертом: оба сочинения пережили новое рождение в середине прошлого века, и теперь это уже классика.

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону