Mahler. Das Lied von der Erde <br>Dame Sarah Connolly. Robert Dean Smith <br>Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin <br>Vladimir Jurowski <br>Pentatone Релизы

Mahler. Das Lied von der Erde
Dame Sarah Connolly. Robert Dean Smith
Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin
Vladimir Jurowski
Pentatone

Владимир Юровский и Симфонический оркестр Берлинского радио, возглавляемый дирижером вот уже три года, наконец выступают с записью альбома, полностью посвященного музыке Густава Малера. На диске вышла симфония «Песнь о земле», прозвучавшая в октябре 2018 года на концерте в Берлинской филармонии. Методичность, изысканность и требовательность, характеризующие отношение дирижера к каждой публикации его исполнений, заставили с воодушевленным интересом следить за выходом релиза, обреченного стать одной из главных новинок этого года.

Малериана Юровского, представленная замечательными записями Первой, Второй и Четвертой симфоний, которые были выполнены с Лондонским филармоническим оркестром, а также Totenfeier с Оркестром эпохи Просвещения, обрела в этой работе своего рода перерождение. Дирижер мастерски выстраивает сложный мир разноплановых образов, сплоченных вокруг темы затухания жизни, и аккуратно воспроизводит подлинно мозаичную структуру «Песни о земле», подсвечивая ее ощутимый рельеф приглушенным (иногда пугающим) светом. При этом позиция Юровского – сдерживающая, направленная на контроль высвобождающейся энергии музыкального движения. Такой «взгляд со стороны» открывает оригинальное и невероятно трогательное отношение к партитуре, прочтение которой захватывает не силой рождающихся эмоций, а откровением повествования.

Существующая на границе между симфоническим и вокальным жанрами, «Песнь о земле» подразумевает включение особой роли солистов, чьи голоса, вплетаясь в оркестровую ткань, входят в инструментальный аппарат симфонии. В этой связи матовый голос Сары Коннолли демонстрирует возможность создания уникального музыкального единства с оркестровым звучанием: ее чарующие дуэты с нежнейшим гобоем, растворяющимся в сиянии осеннего дня, или вопрошающей виолончелью – все подчинено интонации одиночества и прощания. Этой трагической сладости расставания с таким упоением она отдалась в финале, и именно этой печальной отрешенности, к сожалению, не хватило тенору Роберту Смиту, выступившему не в пользу калибровки общего поэтического настроения.

Эту запись невольно приходится сравнивать с той, что была представлена в 2013 году Лондонским филармоническим под руководством Янника Незе-Сегена. (Возможно, именно поэтому Юровский не выпустил «Песнь о земле» на лейбле оркестра.) Героиней того альбома тоже стала прекрасная Коннолли, а партию тенора доверили Тоби Спенсу, который идеально подошел для исполнения. Так что если в вокальном плане запись Незе-Сегена кажется более сбалансированной, то в оркестровом – работа Юровского продумана до мелочей. Хотя не будем забывать: на концерте в Берлине должен был петь Торстен Керл, которого пришлось экстренно заменить в связи с болезнью, что дает право сделать скидку.

Особое, «малеровское» звучание, трансформирующее привычное пространство восприятия музыки, вдохновляющее своей свежестью и смелостью, сияющее в красоте тембров и влекущих за собой тем, – все это демонстрирует теперь Оркестр Берлинского радио. От этого исполнения сложно обособиться, его магнетизм приковывает, тревожит и ранит, надолго оставляя отпечаток от столь сильного переживания. И причиной тому – раскрывающийся доступ к самому таинственному, необратимому, туда, где вместо слов слышится лишь гулкое эхо, а вместо звуков – рассеивающиеся в темноте отголоски.