На карантине в английском стиле События

На карантине в английском стиле

В конце декабря 78-летний Пол Маккартни выпустил восемнадцатый сольный альбом

Так как отзывы на эту работу экс-участника The Beatles оказались очень разными, если не сказать, диаметрально противоположными, то мы решили опубликовать два мнения.

Новое назидание классика

В ­каком-то смысле новый McCartney III стал завершением трилогии, включающей McCartney I и McCartney II – их музыкант записывал полностью самостоятельно, исполняя все партии: ударные, бас, клавишные инструменты, гитары и голос. Выходили эти альбомы в судьбоносные для Маккартни годы: в 1970-м, когда The Beatles перестали существовать, и в 1980-м, незадолго до роспуска постбитловского проекта Wings. Спустя пятьдесят лет после первого сольника, в тяжелейший для мира ковидный год Маккартни засел работать в домашней студии: стал приводить в порядок архив и доводить до ума ранее неоконченные наброски. Результатом стал альбом McCartney III, записанный мэтром, за исключением одной композиции, самостоятельно.

В последние два десятилетия ценители и поклонники творчества Маккартни ожидают выхода свежей пластинки кумира так, как если бы хотели обнаружить среди дюжины новых песен несколько ярчайше-­мелодичных шедевров. А если второй Yesterday на альбоме не находится, то работа признается неудачной, а сам автор подвергается критике из разряда «исписался»… Конечно, битломаны всех стран по-прежнему продолжают соединяться и меньше любить сэра Пола не перестанут никогда. Вот только Маккартни давно уже вышел за рамки одной лишь поп-музыки: самого экс-битла и его наследие уже воспринимают как категорию философскую. А потому в последние два десятилетия он позволяет себе делать музыку без ориентиров на потребности рынка, руководствуясь лишь собственным вкусом. В творческом отношении эти альбомы не всегда выходят яркими, но Маккартни – один, и он уже попал в категорию классиков. А классикам дозволено все – любой эксперимент.

После нескольких не очень выразительных работ последних пятнадцати лет Маккартни выдал на-гора энергичную, насыщенную добротной поэзией, гуманистическую и искусно сработанную размышленческую пластинку. В McCartney III одиннадцать максимально выверенных и разноплановых в стилевом отношении композиций. Альбом открывает «графический» набросок, мастерски преобразованный на глазах слушателя в развернутое медитативное полотно Long Tailed Winter Bird. Программные (и неважно, что отчасти назидательные) обращения мэтра к разным поколениям слушателей (типично маккартниевская ритмически-­пульсирующая темповая Find My Way и рефлекторная вязкая Women and Wives) сменяют жесткие номера – почти на уровне металла Slidin’ и остро-­риффовая, по-доброму злая и едкая Lavatory Lil. Невероятна по своей объемности психоделическая и полифоническая Deep Deep Feeling. Есть и вещи в битловском ключе: The Kiss of Venus, Pretty Boys, Seize the Day и, безусловно, воздушно-­акварельная финальная, закольцовывающая альбом, записанная еще в начале 1990-х Winter Bird / When Winter Comes.

Все это филигранные, не попсовые, удивительные и удивляющие половские зонги. McCartney III уже сегодня можно причислить к выдающимся и включить в пятерку лучших постбитловских работ великого музыканта.

Маккартни на три c плюсом

Появлению нового альбома Маккартни неизменно сопутствовало немало суеты. Сам маэстро тоже усиленно нагонял ажиотаж. Сознание и потенциально кошельки меломанов встряхнули информацией о переиздании прошлых альбомов с бонус-треками. Чуть позже на стенах европейских городов появились партитуры песен нового альбома сэра Пола, призывающие «племя младое, незнакомое» предложить свои варианты прочтения будущей работы классика поп-музыки, а за ними – туманные посты-­ребусы в соцсетях.

McCartney III неизменно называют продолжением первых двух хронологически предшествующих «номерных» томов, напирая на то, что выход каждого из предшественников был сопряжен с ­каким-то роковым событием в жизни музыканта и композитора.

Не будем обманывать себя и других (если, конечно, ни вы и ни они – не члены битломанской фанатской секты, способной принять любую экс-битловскую выходку) – ничего по-настоящему мелодического, красивого и яркого в этом альбоме нет. В принципе, нечто подобное на альбомах Маккартни, начиная с Off the Ground 1993 года, найти сложно, а из всего вышедшего за последующие семнадцать лет можно собрать от силы двой­ной альбом лучших вещей, который вряд ли будет выглядеть убедительнее и станет успешнее пластинки All the Best, вышедшей в 1987 году.

Ни McCartney I, ни McCartney II особого успеха не имели. Их некая ценность определилась значительно позже, когда великий мелодист, чуть потоптавшись, в первом случае вышел на блистательный девятиальбомный этап в составе Wings, а во втором – записал семь сольников, нашпигованных хитами.

Закончим с общей критикой. В целом на альбоме можно найти целых пять любопытных песен, что по сравнению с I и II рекордно много. Это длиннющая открывающая «Тройку» медитативно-­гитарная Long Tailed Winter Bird. Ч­ем-то навевающая успешные для автора 1980-е номер Find My Way. Баллада Woman and Wives – мудрое обращение к нескольким поколениям слушателей, исполненное в манере Джонни Кэша. Пьеса Seize the Day – в духе поздних The Beatles. Ну и замыкающая альбом Winter Bird / When Winter Comes – логическое завершение открывающего трека.

Маккартни грустит и радуется, взывает и повествует. Тщательно согласовав все с юристами, весело и едко глумится над бывшей (Lavatory Lil). Вот только все вместе это напоминает чтение (прослушивание) большой записной книжки – дорогого толстого кожаного еженедельника с золотыми «уголками», найденного во время внеплановой уборки «на изоляции» и, по мнению хозяина, содержавшего немало полезных идей и мыслей. McCartney III – альбом из той же категории: достал, вспомнил, покивал задумчиво и вернул в коробку для дальнейшего хранения.

Один из самых известных московских коллекционеров-­меломанов Борис Симонов однажды выдал блестящий тезис: «Наслаждаться только The Beatles – это как всю жизнь наслаждаться таблицей умножения». При жесткой иронии формулировки сказано верно и четко. Все двенадцать альбомов группы – это абсолютные шедевры композиторского, мелодического и исполнительского мастерства, определившие и определяющие лицо современной музыки, но воспринимать любую работу каждого из участников The Beatles как незыблемый феномен – бессмысленно. Подобное отношение в первую очередь противоречит самому факту существования музыки ливепульского квартета – свежей, прорывной и яркой.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»