Макс Регер. Трио ор. 77b и 141b, Квартет ор. 133. Аudite
Релизы

Макс Регер. Трио ор. 77b и 141b, Квартет ор. 133. Аudite

В преддверии 145‑летия со дня рождения Макса Регера (1873-1916), которое приходится на 19 марта нынешнего года, немецкая звукозаписывающая фирма Audite выпустила компакт-диск с записью трех камерных произведений композитора в исполнении пианиста Детлева Айсингера и Trio Lirico – скрипачки Франциски Пич, альтистки Софии Ройтер и виолончелиста Иоганнеса Кребса.

«Мне совершенно ясно, чего недостает нашей сегодняшней музыке,– Моцарта!» – восклицал Регер в 1904 году. Приметы его стремления к «новой простоте», вовсе не означавшего, впрочем, решительной измены собственному стилю, обнаруживаются в сочинениях разных лет. Именно таковы два трио для скрипки, альта и виолончели ор. 77b (1904) и ор. 141b (1915), открывающие диск, таков и венчающий его Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано ор. 133 (1914).

Кристальная прозрачность фактуры, графичность линий и «демократичность» музыкальной речи, присущие двум первым сочинениям – весьма язвительный ответ композитора всем тем, кто считал, что он может «писать только «сложно»», а «за нагромождениями и сложностями» скрывает «недостаток мыслей и сердечности». Несколько иное дело – Квартет. Гармонические хитросплетения, мощная аккордовая кладка и экстатические всплески и нарастания, образующие его ткань, отчетливо напоминают нам о «неистовом», «многословном» Регере – авторе органной Фантазии и фуги на В-А-С-Н ор. 46, Виолончельной сонаты ор. 78 и других подобных партитур. Вместе с тем ор. 133 демонстрирует несомненное образное родство и со своим непосредственным «соседом» – знаменитыми оркестровыми Вариациями и фугой на тему Моцарта ор. 132 (1914), которым суждено было стать кульминацией «моцартовских исканий» немецкого мастера.

Интерпретация этих регеровских шедевров, предлагаемая Trio Lirico и Д. Айсингером, отличается многими привлекательными особенностями: ювелирной ансамблевой слаженностью, пристальным вниманием к полифонической и гармонической вязи, к каждой интонации и каждому мелодическому повороту, скрупулезным следованием обильным авторским указаниям, а также темпами, в которых музыке «удобно» и которые позволяют слушателю с удовольствием следить за разворачивающимися «вокруг Моцарта» событиями.

Остается сказать, что подробный и содержательный текст для буклета, представленный на английском и немецком языках, написал известный регеровед, сотрудник Института Макса Регера в Карлсруэ Юрген Шаарвехтер.