Максим Дунаевский: <br>Живое искусство ничем не заменить Персона

Максим Дунаевский:
Живое искусство ничем не заменить

С 14 по 18 июля в музее «Новый Иерусалим» состоится IV Музыкальный open air фестиваль «Лето. Музыка. Музей». Проект представляет Московская областная филармония совместно с музеем «Новый Иерусалим» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Московской области. В этом году на фестивале выступят мировые звезды: Кирилл Герштейн, Миша Майский, Альбина Шагимуратова, Кирилл Карабиц, Сергей Догадин, конечно же художественный руководитель фестиваля дирижер Василий Петренко и многие другие. Президент фестиваля – художественный руководитель Московской областной филармонии народный артист России композитор Максим Дунаевский (МД). В интервью Марии Тихомировой (МТ) он рассказал о подготовке к фестивалю и его развитии в будущем, о важности живого общения артистов со зрителями, а также о том, какую музыку он для себя заново открыл благодаря этому проекту.

МТ Максим Исаакович, чем отличается президент фестиваля от художественного руководителя? Как вы делите пальму первенства с Василием Петренко?

МД Никак не делим. Президент обязан отвечать за все! Три года назад мы пригласили Василия Петренко стать художественным руководителем нашего фестиваля – планировать и составлять его музыкальную программу. Я не перехожу на его территорию, он ведает именно художественной частью. А мне важен весь фестиваль целиком, как он пройдет, как его воспримет зритель, какие еще мероприятия будут во время фестиваля. Ведь у нас в программе и дневные, и вечерние концерты, и лекции перед ними, и обсуждение их со зрителями по окончании. А что между ними? Уникальные выставки в музее «Новый Иерусалим»! Публике должно быть интересно в течение всего дня. В общем, все это волнует президента.

МТ Маэстро Василий Петренко в основном находится за границей. Как происходит формирование программы? Вы обмениваетесь идеями? Или целиком и полностью доверяете ему?

МД В этом году мы провели огромное количество часов в Zoom, обсуждая фестивальные программы. Мы, конечно же, обмениваемся идеями, мыслями, предлагаем свои варианты. Бывает, что-то невозможно воплотить, невозможно пригласить исполнителей, например, по материальным причинам. Бывает, что артисты заняты. Самые разные ситуации! Поэтому от идеи до результата проходит довольно длительное время. Идут переговоры с артистами: если это зарубежные музыканты, то возникают дополнительные сложности. В общем, хватает забот!

МТ С каждым годом программа фестиваля все более насыщенная, очень большой диапазон эпох, стилей и жанров. Так преследуется цель охватить самую разную публику?

МД Цель одна: сделать фестиваль интересным, значимым, любимым меломанами и широкой публикой. Любое событие, любой вид творчества, исполнительства требует развития, если он каждый год повторяется в том или ином виде под одним названием. Требуется его обновлять, что-то придумывать, чтобы не было застылых форм. Это очень важно. И мы думаем и занимаемся этим. В то же время у нас есть и постоянные величины. Вот уже третий год подряд оркестром-резидентом нашего фестиваля является один из лучших оркестров мира –Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, художественным руководителем которого в скором времени будет Василий Петренко. Стараемся наполнять фестивальную афишу разной музыкой, разными жанрами, разными формами и новыми именами. Посмотрите внимательно на программу этого года. В ней и Моцарт, и Малер, и Стравинский, и Равель, и Сен-Санс, и Пьяццолла…  В прошлом году мы попробовали включить джаз. Будем и в будущем развивать это направление. Вокала у нас маловато было. В этом году мы пригласили двух великолепных оперных певиц – Альбину Шагимуратову, которая выступит на закрытии фестиваля, и Полину Шамаеву, которая представит камерную программу, посвященную Полине Виардо. Все время идет развитие, обновление. Давно планировали, а в этом году реализуем еще и просветительскую линию на фестивале. Перед концертами замечательный молодой музыковед и лектор, главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев проведет лекции, а после них – обсуждения со зрителями. Уверен, что этот приятный бонус будет оценен посетителями фестиваля. Планов и задумок много, не все их хочу пока озвучивать.

МТ Есть ли музыка, которую вы для себя открыли на фестивале? Например, в этом году будут звучать редкие сочинения Александра фон Цемлинского, Джованни Боттезини.

МД Я заново для себя открыл вполне знакомое, я бы даже сказал, чрезвычайно известное имя Густава Малера. Его музыку очень любит Василий Петренко, ежегодно включает ее в программу фестиваля. Это уже наша традиция – обязательно звучит Малер. До фестиваля он не был в числе моих фаворитов. И вдруг мне приоткрылась эта завеса. Неожиданно убедительно, в великолепном исполнении, в прекрасной трактовке Василия Петренко! Бывает так, что и известные имена открываются с новой стороны.

МТ В прошлом году вы говорили, что пандемия в каком-то смысле помогла. Тогда на фестивале выступили такие артисты, которых в обычное время было бы очень трудно пригласить: Николай Луганский, Максим Венгеров и другие.

МД Кстати говоря, Николай Луганский мог бы выступить и в этом году. Но долгие переговоры привели к тому, что он был уже занят. Я с ним много разговаривал, он с удовольствием принял бы участие. Я считаю его выдающимся пианистом современности. И, конечно, было бы престижно, если бы он сыграл и в этот раз. Уверен, что мы еще запланируем его участие на будущее, а пока Николай вошел в Оргкомитет фестиваля.

МТ А как обстояли дела с другими артистами в этом году? Легко ли было договориться с ними об участии в фестивале?

МД С артистами всегда трудно вести переговоры. Артист на то и артист, чтобы с ним было трудно. У всех какие-то свои желания, интересы. Но мы справляемся, и я с радостью назову вам имена музыкантов, которые впервые примут в нем участие – это виолончелист Миша Майский, скрипачи Сергей Догадин и Гайк Казазян, дирижер Кирилл Карабиц, баянист Иосиф Пуриц, гитарист Артем Дервоед. О певицах я вам уже рассказал.

МТ В этом году впервые на фестивале выступит Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Коллектив очень молодой. Почему пригласили его?

МД За последний год этот оркестр необыкновенно поднялся, стал очень популярным коллективом, его концерты очень активно посещают зрители. С ним сотрудничают лучшие дирижеры Европы, и это служит еще большему развитию замечательного коллектива. В целом прекрасна сама идея создания молодежного оркестра. Пригласить этот коллектив на наш фестиваль предложил Василий Петренко, но мы все с удовольствием его поддержали.

МТ Фестиваль уже четвертый год проходит в музее «Новый Иерусалим». Нет ли идеи сделать его в разных городах Подмосковья?

МД Есть такая идея, пока она находится в зачаточном состоянии, потому что всегда возникает главный вопрос: площадка, где она? Хотя, казалось бы, open air – делай где хочешь, хоть в чистом поле. Однако это не так, потому что рядом должны быть какие-то здания, помещения, куда заезжают артисты, где они готовятся, репетируют, должны быть коммуникации. Это все не так просто, как кажется. Поэтому разговор о новых территориях и площадках идет, но пока еще мы не знаем, где и как.

МТ Было бы интересно, наверное, объединить разные музеи Подмосковья, ведь в названии фестиваля «музей» – как раз одна из составляющих. Например, Серпуховский историко-художественный музей.

МД Да-да, мы на карту смотрим!

МТ Министр культуры Московской области Елена Михайловна Харламова на пресс-конференции, посвященной фестивалю, сказала, что было бы здорово сделать фестиваль более продолжительным по времени. Как вы относитесь к этой идее? Или фестиваль должен быть компактным?

МД Идея сама по себе замечательная. У нас был подобный длительный проект – «Высокое искусство в малых городах Подмосковья». Последнее время он отсутствовал в филармонической программе. Мы собираемся в будущем году возродить его немного в другом варианте. В мае наша филармония дала старт своему новому амбициозному проекту «К вам едет опера!», в программах которого будут исполняться мировые оперы в формате семистейдж (полуконцертной, полутеатральной версии оперной постановки). Мы решили привести Оперу в те города, где нет оперных театров. В проекте принимают участие великолепные молодые оперные певцы и наш филармонический оркестр «Инструментальная капелла». Проба пера уже была, и она прошла довольно успешно. Я думаю, что это и есть то, о чем говорит Елена Михайловна. А для того, чтобы провести международный фестиваль, который длится, например, все лето, нужны большие возможности, пока я их не вижу. Мне кажется, это пока неподъемно. А вот какой-то проект, где есть одна тема, но нет стольких приглашенных звезд и оркестров, – это возможно.

МТ Что касается выступлений на открытых площадках, то всегда возникает вопрос комфорта и зрителей, и артистов. Артистам легче выступать, когда такая жара, как сейчас, или когда холодно?

МД Я думаю, и то, и другое, плохо, на самом деле. Но, конечно, когда тепло – это лучше. Потому что если днем жарко, то все-таки к вечеру становится сносно. Но дождь и непогода – это сильные помехи. Хотя уже проверено временем, что и это не отпугивает зрителя.

МТ Да, зрители не испугались даже в прошлом году, когда фестиваль проходил в сентябре!

МД Нам повезло с погодой, конечно. Она была не сентябрьская, а скорее июньская или августовская. Но ведь могло быть и хуже, и зрители могли не угадать, когда покупали билет заранее. Но не испугались!

МТ Почему важно проводить фестиваль «Лето. Музыка. Музей» даже в такое непростое время? Как вы думаете, почему зрителю нужно именно живое искусство? Ведь сейчас, особенно после периода самоизоляции, так расцвел онлайн-формат.

МД Я еще могу представить себе такую форму, как виртуальный концертный зал, когда зрители смотрят записи или прямые трансляции спектаклей, концертов в кинотеатрах. Это не живое общение, но все-таки концертный зал. А вот онлайн разъединяет зрителей с артистами. Мы должны иметь какую-то общность при контакте с музыкой, с театром. Без общности, в одиночку это невозможно, это не то. Онлайн-концерты даже самых выдающихся исполнителей все равно проходят с очень серьезным ущербом. Поэтому живое искусство, к сожалению, а может, и к счастью, ничем не заменить.